Мы в принципе не очень привыкли следить за рецензиями в тех странах, где играем спектакли. И дело тут отнюдь не в снобизме, а в отсутствии самой обычной привычки, свойственной людям искусства, живущим в цивилизованных странах. А граждане этих самых стран следят за напечатанными буквами ведущих изданий гораздо более пристально, чем это кажется на первый взгляд. А уж тем более в Америке. Здесь институт критики настолько независим и действенен, что критик становится тем почти безоговорочным судьей, который может воспеть творца, а может отправить в пожизненное забытье. Но и репутация критика находится под пристальным присмотром общественного мнения. Я знал одного американского искусствоведа, которого прекратили печатать ведущие издания, руководство которых узнало, что тот получил в подарок несколько работ художников.
Выход положительной рецензии на спектакли фестиваля здесь оборачивается конкретным финансовым успехом. К примеру, в случае с ведущим нью-йоркским фестивалем независимых театров Under the Radar, в котором мы принимаем участие, это выливается в продолжение работы с Форд Фоундейшн, которые внимательно следят за критикой фестиваля, надеясь на то, что они правильно распорядились деньгами, предоставив их в распоряжение Марка Рассела. А еще публикация в New York Times вызвала бесконечный поток разных журналистов на спектакль и заполнила зал на безоговорочные 100%.
Изложение статьи в New York Times можно прочитать здесь:
http://www.charter97.org/ru/news/2008/1/18/3095/
Journal information