kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

Негромкий победитель

Photobucket
© kilgor_trautt

Сегодня утром ушел Вацлав Гавел.

Когда речь заходит о моральности в политике, его имя вспоминается первым. И после упоминания Гавела продолжать ряд безумно тяжело. Он оказался человеком, способным поднять нравственную планку в политике до такой высоты, до какой поднимаются единицы. Поднимаются, подтягивая к этой высоте всех остальных. Ему принадлежит высказывание, которое, пожалуй, объясняет его потрясающий путь в политике лучше многих других: "Политика не есть искусство возможного; политика — искусство невозможного".

Будучи от природы отнюдь не богатырем, он проявлял чудеса мужественности. Выйдя в очередной раз из тюрьмы, и предупрежденный о неминуемом аресте в случае продолжения политической деятельности, он мог спустя всего несколько дней написать обращение к народу, распространить его, и снова оказаться за решеткой. Многие, кто оказался на Вацлавской площади в день победы Бархатной революции, увидев Гавела впервые в жизни, были раздосадованы тем, что перед ними был не двухметровый исполин, а невысокий, светлый, улыбчивый человек.

Так получилось, что мы знакомились с ним дважды: один раз заочно -- в 2005 году, второй, очно, в 2007. Весной 2005 года, когда организовывался Белорусский Свободный театр, через своих друзей мы обратились к Вацлаву Гавелу и Тому Стоппарду с просьбой стать попечителями создаваемого театра. В итоге, два драматурга, которых в жизни связывает многолетняя дружба, ответили согласием, став не только патронами театра, но и его друзьями.

С Гавелом мы впервые встретились очно в августе 2007 года, когда он пригласил нас приехать в Градечек, культовое место, где располагаются загородные дома Гавела и его друга режиссера Андрея Кроба. Именно там, в Градечке, в годы коммунистической диктатуры, проходили подпольные театральные фестивали, которые не прекращались даже в то время, когда Гавел был президентом. От той встречи осталось несколько воспоминаний. Одно из них -- Вацлав Гавел, одетый в майку с логотипом Белорусского Свободного театра на груди, вывешивает из окна второго этажа дома бело-красно-белый флаг.

Еще одно. Раннее утро. За столами и на траве сидят люди, спокойно разговаривающие, словно не было позади бессонной ночи. По поляне Гавел прогуливается под руку с красивой светловолосой девушкой, что-то ей рассказывая. Она говорит: "Господин президент, если бы мы сделали сейчас нашу фотографию ее можно было бы продать в бульварную газету тысяч за двадцать крон, а потом поделить деньги". Гавел, без тени улыбки, отвечает: "Как это пополам? По-моему, из нас только я президент". Вся поляна хохочет.

Мы трижды играли спектакли по его приглашению. Один раз в Градечке, уже в 2008 году -- в компании еще одного нашего друга Андрея Санникова; дважды -- в зале Фонда Гавела в Праге. И один раз организовали показ по его пьесе в Минске, в подполье. Наш друг Рене Левински смог привезти в Беларусь театр "На Таху" со спектаклем "Протест" по пьесе Гавела. Мой друг Дима Бондаренко, посмотрев этот спектакль, рассказывающий о конформизме во времена коммунистической диктатуры, сказал: "У меня ощущение, что Гавел понимает нашу ситуацию лучше, чем мы сами".

Даже уход со своего президентского поста Гавел "конвертировал" в драматургию, создав блестящую пьесу "Уход", а затем и киносценарий по ней. Он вложил в ее создание все оставшиеся драматургические силы, мобилизовавшись на писательство, которым не занимался к тому времени почти 20 лет. И у него снова получилось.

Последняя встреча была у него дома. Мы долго говорили, записали интервью для фильма, выпили по рюмке белорусской водки за то, чтобы в Беларуси все изменилось. Уже тогда мы знали, что жить ему осталось недолго. Но его жизнелюбие раз за разом побеждало болезнь, и мы получали от его бессменного помощника Мартина Видлака долгожданное "ему немного лучше". Том Стоппард навестил его в ноябре. Мы спросили, как он, Том ответил: "Мы попрощались".

В середине прошлой недели, когда мы готовили Манифест людей искусства о солидарности с Беларусью, который должны были подписать выдающиеся творцы мира, Наташа написала письмо Мартину. Написала, без малейшей надежды на то, что Гавел ответит. Позавчера, в пятницу, Мартин прислал письмо, в котором говорилось, что Вацлав Гавел подписал Манифест. Мартин написал о том, что Гавел сожалеет, что сейчас больше ничем не может помочь Беларуси. А спустя сутки он ушел. Ушел от болезни, полученной несколько десятков лет назад, когда, во время его очередного пребывания в тюрьме, тюремщики отказались его лечить от воспаления легких, надеясь на то, что он умрет. Он не умер -- просто у него было впереди слишком много дел, которые кроме него никто бы не сделал.

Вечная память.

Photobucket
© Dan Materna

Tags: "Свободный театр", Чехия, гений, драматургия, друзья, театр, ушедшие, фото
Subscribe
promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →