kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

Categories:

Ai Weiwei. Sunflower Seeds. Tate

Когда-то давно, в прошлой жизни, я был художником. И в те времена, на стыке 80-х и 90-х, мне нравилось творчество многих коллег. Период расцвета современного искусства: трансавангардисты, симуляционисты, соцарт, всего не перечислишь... Все вокруг кипело, цены росли, критики захлебывались восторженными соплями. Из нью-йоркского  Ист-энда, оккупированного художниками, коллекционеры и галеристы вывозили работы машинами, в расчете, что волосатый субтильный человек, у которого они купили картины, в одночасье станет мировой звездой, и каждая из его работ не будет стоить меньше сотни тысяч. Кому-то в этой лотерее повезло, кому-то нет, но, как и ожидалось, бум пошел на спад, а затем и вовсе превратился в глобальный кризис, спровоцированный отсутствием ответа на вызовы постмодернизма.

В то время я видел и невероятное количество бездарей-художников, добившихся умопомрачительных финансовых вершин. Люди, не создавшие своего оригинального взгляда, но прекрасно зарабатывавшие на эксплуатации чужого. Все было просто. Но наступившие новые кризисные времена предъявили такую цену на билет в "высшую лигу" художников, что лидеров на рынке почти не осталось, а уж со своей личной весомой концепцией, неповторимым стилем и последовательной позицией -- можно перечислить по пальцам одной руки.

Сегодня для меня безоговорочным лидером в современном изобразительном искусстве является китайский художник Ай Вейвей. Не все из вас его знают, но зато хорошо знают одну из его работ -- "Гнездо" -- олимпийский стадион в Пекине. На днях я посетил уже третью выставку Ай Вейвея -- "Семена подсолнуха" в лондонской галерее Tate. И в очередной раз убедился в том, что мой выбор оказался правильным.

Photobucket

Проект Ай Вейвея "Семена подсолнуха", как и большинство его проектов, при абсолютно минималистском изобразительном ряде, содержит несколько слоев его восприятия зрителем. Первый слой считывается в тот момент, когда входишь в выставочное пространство, выделенное под экспозицию. Огромный зал с невероятно высокими потолками, устлан неким подобием серого ковра. Возникает ощущение значимости, при полном отсутствии информации.

Photobucket

Подходя ближе, ты можешь разглядеть из чего выложен этот ковер -- семена подсолнуха. Толстый слой семян подсолнуха, вкупе с национальностью автора, мгновенно отсылает тебя к Китаю, его истории, людям, цитатным слоям. Банальное "надо же, из семечек", очень быстро сменяется медитативным безмыслием.

Photobucket

Пожалуй, самым захватывающим становится погружение в следующий смысловой слой. В небольшой комнате, примыкающей к экспозиционному залу, находится видеопроектор, в режиме нон-стоп демонстрирующий видеофильм о создании этого проекта. Из него мы узнаем, что эти семечки -- не простые семена подсолнуха, а керамические, каждое из которых расписано вручную. Первая возникающая после этой информации реакция -- вернуться в выставочный зал. Вернувшись, ты смотришь на ковер из семян подсолнуха уже не в медитативной нирване, а размышляя о современном Китае и его проблемах.

Photobucket


Лондон. Англия. 25 марта 2011    |    photo: © kilgor_trautt


Tags: Англия, Китай, Лондон, видео, гений, изо, критика, размышления, фото
Subscribe
promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →