?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
сильный
kilgor_trautt

Ai Weiwei. Sunflower Seeds. Tate

Когда-то давно, в прошлой жизни, я был художником. И в те времена, на стыке 80-х и 90-х, мне нравилось творчество многих коллег. Период расцвета современного искусства: трансавангардисты, симуляционисты, соцарт, всего не перечислишь... Все вокруг кипело, цены росли, критики захлебывались восторженными соплями. Из нью-йоркского  Ист-энда, оккупированного художниками, коллекционеры и галеристы вывозили работы машинами, в расчете, что волосатый субтильный человек, у которого они купили картины, в одночасье станет мировой звездой, и каждая из его работ не будет стоить меньше сотни тысяч. Кому-то в этой лотерее повезло, кому-то нет, но, как и ожидалось, бум пошел на спад, а затем и вовсе превратился в глобальный кризис, спровоцированный отсутствием ответа на вызовы постмодернизма.

В то время я видел и невероятное количество бездарей-художников, добившихся умопомрачительных финансовых вершин. Люди, не создавшие своего оригинального взгляда, но прекрасно зарабатывавшие на эксплуатации чужого. Все было просто. Но наступившие новые кризисные времена предъявили такую цену на билет в "высшую лигу" художников, что лидеров на рынке почти не осталось, а уж со своей личной весомой концепцией, неповторимым стилем и последовательной позицией -- можно перечислить по пальцам одной руки.

Сегодня для меня безоговорочным лидером в современном изобразительном искусстве является китайский художник Ай Вейвей. Не все из вас его знают, но зато хорошо знают одну из его работ -- "Гнездо" -- олимпийский стадион в Пекине. На днях я посетил уже третью выставку Ай Вейвея -- "Семена подсолнуха" в лондонской галерее Tate. И в очередной раз убедился в том, что мой выбор оказался правильным.

Photobucket

Проект Ай Вейвея "Семена подсолнуха", как и большинство его проектов, при абсолютно минималистском изобразительном ряде, содержит несколько слоев его восприятия зрителем. Первый слой считывается в тот момент, когда входишь в выставочное пространство, выделенное под экспозицию. Огромный зал с невероятно высокими потолками, устлан неким подобием серого ковра. Возникает ощущение значимости, при полном отсутствии информации.

Photobucket

Подходя ближе, ты можешь разглядеть из чего выложен этот ковер -- семена подсолнуха. Толстый слой семян подсолнуха, вкупе с национальностью автора, мгновенно отсылает тебя к Китаю, его истории, людям, цитатным слоям. Банальное "надо же, из семечек", очень быстро сменяется медитативным безмыслием.

Photobucket

Пожалуй, самым захватывающим становится погружение в следующий смысловой слой. В небольшой комнате, примыкающей к экспозиционному залу, находится видеопроектор, в режиме нон-стоп демонстрирующий видеофильм о создании этого проекта. Из него мы узнаем, что эти семечки -- не простые семена подсолнуха, а керамические, каждое из которых расписано вручную. Первая возникающая после этой информации реакция -- вернуться в выставочный зал. Вернувшись, ты смотришь на ковер из семян подсолнуха уже не в медитативной нирване, а размышляя о современном Китае и его проблемах.

Photobucket


Лондон. Англия. 25 марта 2011    |    photo: © kilgor_trautt



promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…

порвал, конечно

Спасибо!

Мне столько есть всего сказать,
Что снова вынужден молчать.. )

"Семена подсолнуха" -посвящение китайскому голодомору( число семян соответствует умершим), семена подсолнуха-единственное, чем люди спасались. А керамика, как стеб над псевдокультурой Китая.

да. и ручная роспись, как ирония над современной экономической моделью.
ждал, что кто-то полезет интересоваться и выскажется, а тут ты -- и так знающий))
умник.

это называется "освоение грантов как нехер делать". или "актуальное искусство".

Ай Вейвей дает гранты талантливым молодым китайским художникам.

Этож ледовый дворец можно было построить!

и там уже семки лузгать до одури)))

(Deleted comment)
у меня есть репортаж с его мюнхенской ретроспективной выставки. там есть этот проект с Документы. надо выложить.

вот это да. Эти фарфоровые семечки, насколько я поняла, символизируют самих китайцев, похожих внешне, но разных внутри. Я под впечатлением нашла фильм, как создавался этот проект, не менее потрясающий рассказ. Правда, на английском (но в общем, у кого с английским нет проблем - поймет). Так оказывается, в этот процесс было вовлечено более 1600 людей и проходил он в тридцать этапов. А росписью занимались в основном надомные работницы китайского города Jingdezhen, который на протяжении тысячи лет славится особо качественным фарфором, поставлявшимся когда-то императорскому двору. А еще в фильме говорится, о том, что этот проект - политический месседж. Для самого Ai семечки подсолнечника ассоциируются с Культурной Революцией Мао Цзэдуна. В то время как люди были лишены личной свободы, пропаганда изображала Мао как солнце, а массу людей как подсолнечники, поворачивающиеся к нему. Хотя инсталляция может иметь и несколько значений. Тут каждая семечка, как индивидуум (роль индивидуума в обществе). Спасибо, очень интересно. (А это сайт художника - http://www.aiweiwei.com/index.htm)


вот ты и сделала то, ради чего я делаю эти посты -- дополнила информацию. спасибо, Аня! )

(no subject) (Anonymous) Expand
на стыке 80-х и 90-х - славные были времена...

семечки - отличные

славные, но я туда не хочу. там же были и мои разочарования в современном изобразительном искусстве, которые целиком оправдались в будущем. безумно рад тому, что нашел в себе силы уйти оттуда.

сильно.
и страшно даже

согласен. этот эффект странности и страха присутствует и давлеет.

(Deleted comment)
Интересно, а можно ли себе такую горсточку купить?

нет. секюрити жесткие. попытались украсть парочку-- не вышло. учитывая, что я в этом мастер))

Алекс

(Anonymous)
Надо очень не сомневаться в себе, чтобы заставить людей рисовать столько рисовых зерен.
Что же будет с миром, если КАЖДЫЙ китаец почувствует себя настолько сильным и умным?!

Ай Вейвей -- это современный гений. он может взять на себя ответственность. на это мало кто способен. хорохориться могут многие, но взять ответственность -- единицы.

Женя, Вильнюс.ЭЖ

(Anonymous)
Этот ковер - единения смысл..
Вот-бы Нам такой организовать!
Или веками не вышли?..