kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

"Свободный театр". Пресса. Tablet Mag

Шоу должно продолжаться (Tablet Mag) (+фоторепортаж)

Вечер в компании Тома Стоппарда и Белорусского Свободного театра

Одни хотят жить в веках, однако другие не желают быть бедствующими туристами, особенно, когда неприятности можно предугадать, находясь на другом конце земного шара от своего дома. В среду вечером, в клубе «Ле Пуассон Руж» в Гринвич-Виллидж, Наталья Коляда, основатель Белорусского Свободного театра, от лица театра рассказала нам, что в тот же день, одна из актрис, находясь за кулисами и готовясь выступить перед зрителями в помещении клуба на Бликер-стрит, получила сообщение, которое состояло всего из одного слова. Его послал ее муж, оставшийся в Минске: «Арестован».

Photobucket

Вчера исполнился месяц со дня насильственного подавления мирных акций, которые последовали за сфальсифицированными выборами. Эти выборы прошли в последней настоящей диктатуре Европы. Муж актрисы, во время протеста был взят под стражу тайной полицией президента Беларуси Александра Лукашенко, которая до сих пор, словно символ жестокости и деспотичности режима, называется КГБ. «Я не планировала рассказывать вам плохие новости», – сказала Коляда. Она была одета в джинсовую куртку и балахон, с модной короткой стрижкой. Увидев ее, идущей вдоль улицы East Seventh, вы бы наверняка приняли ее за обычного жителя Нью-Йорка. Она очень надеялась провести этот вечер весело и комфортно. Но, к сожалению, случилась эта история ареста. Я сразу понял, что мне представилась великолепная возможность получить редкий и потому невероятно ценный опыт, которым я, как это ни парадоксально, буду дорожить. С другой стороны, мне стало ясно, что мой опыт стал возможным только как результат лишения свободы другого человека.

Комок в горле все больше рос, когда я начал чувствовать свою причастность к репрессиям в Беларуси – и не только из-за фразы, сказанной президентом ПЕН-клуба о том, что когда душат писателя в одном месте, душат всех писателей во всех местах. После того, как театральная труппа показала отрывок из спектакля «Зона молчания», на двух экранах замелькали имена различных известных людей белорусского происхождения. Многие и почти все известные имена были еврейскими, в том числе Керк Дуглас (чей сын Майкл написал письмо солидарности, которое было зачитано на встрече), Хаим Вейцман, Шимон Перес, Айзек Азимов, Ларри Кинг, Ирвинг Берлин, Ральф Лорен и Марк Шагал. Поэтому, с моей стороны было бы глупо думать об этих людях, как о принципиально отличающихся от меня. Мы были бы достаточно тесно связаны, если бы просто делились человечностью друг с другом, но это дополнительное чувство единения просто потрясло меня.

Ведущим вечера был Том Стоппард«Том-масс Стоу-пард», – произнес он с оксбриджским акцентом, в котором можно было слегка распознать восточноевропейскую нотку и еле произносимый звук «д», как если бы у него была французская фамилия (на самом деле, изначально, его фамилия звучала как Штраусслер). Чешский еврей, Стоппард является величайшим драматургом мира. В своей пьесе «Макбет Кагоута», драматург в коммунистической Чехословакии ставит постановку «Макбет» в своей гостиной. Актеры, казалось бы, «на лету» изобретали их собственный язык. Кульминвционный момент пятого акта: «Смелей, Макдуф, не трусь! И проклят тот, кто крикнет: «Стой, сдаюсь!». Искусная проделка одержала победу, если процитировать Наталью Коляду: «Искусство может спасти нашу страну». Но, однако, в реальной жизни драма мужа актрисы оттеснила на второй план «драму» искусства.

Вечер начала девушка, которая пела белорусскую народную песню, аккомпанируя себе на скрипке. Ее голос звучал поочередно – то, как натянутая тетива, то, как пикколо. Затем говорил Стоппард, запинаясь, хвалил труппу: «Надеюсь, что я не сильно смущу их своим восхищением за их мужество и упорство, не говоря уже об их невероятном театральном мастерстве». Далее было чтение стихов на белорусском и английском языках, которые были написаны одним из кандидатов в президенты. Он был оппонентом Лукашенко на последних выборах, и в настоящее время находится – где же? – в тюрьме КГБ.

Следующим был романист Эдгар Лоуренс Доктороу (очаровательно произнесенный Натальей Колядой, как «Докторофф»), который прочитал монолог. Он читал его очень медленно, тщательно подводя нас к выверенному и уморительному заключению, в котором нас просили представить себе, что души Гитлера, Сталина, Пол Пота – это просто «бактерии, живущие в жопе» жалкого морского существа, которое скрывается на дне темного, глубокого океана. Я отчетливо помню использованную фразу «электрический анус».

Потом два американских актера выступили с диалогом, написанным Томом Стоппардом, в котором адвокат узнавал у следователя о применении пыток, которые он настаивал называть «пицца» во имя «убеждения». «Это акроним, – убеждает он, – он больше похож на сноску». Сцена заканчивается тем, что следователь угрожает адвокату, принуждая ее произнести «пять коротких слов». Она смилостивилась и сказала: «Это не пытки, это пицца». И ей разрешают уйти. Следователь, повернувшись к аудитории, заявляет: «И пальцем ее не тронул». За этим последовало чтение отрывка писателя Дона ДеЛило, который бойко и проворно вышел на сцену. Этот был отрывок из его романа «Мао II», в котором невероятно образно и убедительно изображаются ужасы военного времени.

Хотел бы отметить, что даже не циничный человек мог бы предположить, что часть уважаемых гостей посетила данное мероприятие для самовосхваления. Однако, клянусь, этого не было и в помине. Вероятно потому, что их репутация не нуждается в дополнительном лоске, Стоппард, Доктороу, и ДеЛило были там, поскольку сочли это для себя необходимым.

Наконец, кульминацией вечера стало выступление трех актеров и двух актрис с отрывком «Цифры» из спектакля «Зона молчания», в постановке Владимира Щербаня. Состоящий из различных невербальных отрывков, он отражал многочисленные цифры ужасающей статистики – цифры, которые отражают реальное состояние современной Беларуси: страна находится на сто семьдесят шестом месте из 185, с точки зрения несвободы прессы; за последний год в Беларуси сделали 64730 абортов; каждый третий белорус погиб во Второй мировой войне; каждый четвертый житель имеет психические расстройства; более 85 процентов студентов хотят уехать из страны; 70 процентов радиоактивных выбросов в результате аварии на Чернобыльской АЭС осели на территории Беларуси. Пока эта статистика достигала наших умов, актеры пели белорусский национальный гимн. Было невероятно волнующе и мощно: это было настоящее искусство.

Вечер подходил к концу и актеры вышли на поклон. А я все не мог успокоиться с терзающим меня вопросом: какая из двух актрис была той, чей муж только что был арестован. По моим догадкам, это была блондинка, был в ней какой-то нерв, и я не мог определиться, было ли это чертой ее характера, или манерой исполнения, и, коли дело в исполнении, то делалось это преднамеренно или нет? Брюнетка же казалась слишком уверенной в себе, и очень напористой в манере игры, чтобы быть той самой.

Ну и, конечно же, это оказалась брюнетка. Наталья Коляда представила всех пятерых актеров, остановилась, и, указав на эту девушку, открыла рот, чтобы заговорить, но внезапно заплакала навзрыд вместе с женой арестованного.

«Не держите горе в себе, – Малкольм, законный царь Шотландии, который находился в изгнании, наставляет Макдуфа, который только что узнал, что его жена и дети были убиты. – Невысказанное горе шепчется с сердцем и разбивает его». Искусство Белорусского Свободного театра – это и есть те слова горечи, которые они выговаривают. И даже если в тот вечер в среду искусство оказалось бессильно перед действиями злодеев, если оно не смогло предотвратить несправедливый арест, и не смогло оградить женское сердце от боли и мук, все равно было неизменное впечатление, что искусство еще на многое способно в долгосрочной перспективе.

Марк Трейси, Tabletmag, 21 января 2011

Photobucket
Очередь в клуб «Ле Пуассон Руж», где проходил вечер Viva the Belarus Free Theater

Photobucket
Клуб «Ле Пуассон Руж»

Photobucket
Том Стоппард представляет Белорусский Свободный театр

Photobucket
Выступление скрипачки и певицы Евы Биттовой

Photobucket
Сцена из спектакля «Зона молчания. Цифры» Белорусского Свободного театра

Photobucket
Наталья Коляда представляет членов труппы Свободного театра

Photobucket
Писатель Дон ДеЛилло читает отрывок из романа «Мао II»

Photobucket
Читка пьесы Тома Стоппарда «Крики пыток сердца»

Photobucket
Эдгар Лоуренс Доктороу читает отрывок из романа

Photobucket
Американский актер Майкл Лоуренс и арт-директор Свободного театра Николай Халезин читают стихи Владимира Некляева


Photobucket

фото: Николай Халезин (11-Наталья Коляда)



Tags: "Свободный театр", Америка, Беларусь, драматургия, культурная политика, литература, пресса, репрессии, театр
Subscribe

promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments