kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

Categories:

Ричард Шехнер (из цикла «Встречи»)

Незадолго до отъезда из Нью-Йорка, нас попросил о встрече один из профессоров New York University. Выкроив два часа из плотного графика, мы решили уважить профессора, тем более, что эту встречу настоятельно рекомендовала наш друг Кэтрин Корэй – тоже профессор New York University, чьи рекомендации мы воспринимаем как безоговорочное руководство к действию.

Photobucket

Как правило, если твой собеседник человек известный, тебя кто-то предупреждает об этом заранее. Но иногда, крайне редко, ты знакомишься с человеком, беседуешь, он становится тебе очень интересен, и уже потом ты узнаешь, что «это тот самый, который!..». С Ричардом Шехнером встреча оказалась именно такой – редкой по содержанию, и полной сюрпризов.

Небольшая студия на первом этаже большого здания на Манхеттене. Все стены «расшиты» книжными полками от пола до потолка, театральные и обрядовые маски на свободных пространствах стен, лежанка-матрас на полу в углу. Квартира профессора оказалась несколькими этажами выше, а студия, в которую мы пришли – его рабочим кабинетом.

Интервью для журнала TDR заняло около двух часов. Разговор шел, естественно, о Свободном театре, его истории и творческих концепциях. TDR – один из ведущих театральных американских журналов академического толка. Начинал свое существование под названием Tulane Drama Review в 1962 году, но когда, к 1969-му, стал очень популярен во всей театральной Америке, название университета отпало, и журнал стал называться просто The Drama Review. И все годы существования, вплоть до сегодняшнего дня, его редактором является наш собеседник – Ричард Шехнер.

Когда видишь на стене студии фотографию, на которой твой собеседник запечатлен во время работы вместе с Ежи Гротовским, начинаешь понимать, что за радушием и спокойствием хозяина студии стоит серьезный творческий маршрут, начавшийся тогда, когда ты, возможно, еще не существовал на свете.

Ричард Шехнер оказался «тем самым Шехнером», который создал в 1967 году театральную кампанию Richard Schechner's The Performance Group, впоследствии ставшей знаменитой The Wooster Group, которую Шехнер передал под начало теперь уже легендарного режиссера Элизабет ЛеКомт. Сегодня The Wooster Group играет свои спектакли как в своем знаменитом «Театральном гараже», так и на главной сцене Центра искусств Михаила Барышникова.

Ричард – один из ведущих мировых теоретиков перформанса. Выдержки из его книги «Эссе о теории перформанса», невесть сколько раз переизданной по всему миру, я ловил в русскоязычных переводах по всем возможным каналам, не зная, кто на самом деле является ее автором. Шехнера ценят и обожают на всех континентах, где ему довелось преподавать и ставить спектакли – в Америке, Азии, Африке, Европе. Несколько лет назад Шанхайская театральная академия создала Центр исследований перформанса имени Ричарда Шехнера.

Ближе к концу нашей встречи Ричард достал из ящика потрясающе изданную книгу «On the Edge of Utopia», о представлениях и ритуалах знаменитого проекта Burning Man, и подписал ее нам. Он сказал: «Я заодно представляю издательство Seagull Books, которое издало эту книгу. Издательство международное – американо-британо-индийское. Индийское потому, что книги мы печатаем в Калькутте, и транспортируем сюда самолетами. Это гораздо дешевле, чем печатать в Америке или Англии. Из-за радикальной разницы в затратах мы можем делать даже большое количество цветных иллюстраций». Какое-то время он смотрел на то, как мы любуемся книгой, потом добавил: «Я хочу сделать тебе предложение: напиши книгу о Свободном театре, а Seagull Books ее издаст. Обещаю очень хорошее качество издания. Понимаю, что после вашего успеха в Америке, могут поступить предложения и от самых крупных американских издательств, но пока я первый».

Мы сфотографировались, очень тепло попрощались. Спустя несколько минут мы с Наташей шли по 43-й улице, я на какое-то время задумался, и вдруг понял, что книга про Свободный театр может быть написана именно сейчас, когда этап рождения и становления завершился, а период зрелости еще не начался. До сих пор я прекращал все разговоры об издании книге про Свободный театр, поскольку полагал, что у этой книги пока нет быть финала. Сегодня уверен, что вариант финала есть, во всяком случае, для первого тома. А посему, беру паузу, чтобы обдумать предложение. Но если решу его принять, в Америке и Англии ее издаст Seagull Books. И не потому, что он «первый», а потому, что он Шехнер.

Photobucket

Photobucket

Photobucket
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. США. 21 января 2011      |     photo: © kilgor_trautt
Tags: "Свободный театр", Америка, Беларусь, Нью-Йорк, встречи, гений, города, критика, литература, портрет, страны, театр, фото
Subscribe
promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments