?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
сильный
kilgor_trautt

Разговор

Photobucket

В последнее время получаю по электронной почте огромное количество писем с вопросами, предложениями и пожеланиями. Многие вопросы повторяются, какие-то хочется зафиксировать для себя, некоторые -- заставляют думать над ответами по несколько дней. А потому я решил ответить на них публично. Поводов для этого много: не хочется повторяться, поскольку каждый повторенный ответ становится все менее искренним, и обрастает шаблонными размышлениями; хочется продолжать диалог, начатый ранее со многими друзьями; самому интересно, что буду думать спустя годы о некоторых своих ответах.

Правила "Разговора". Вы можете задавать мне любые вопросы, на которые я обязуюсь искренне ответить. В каждой ветке разговора -- диалог лишь с тем, кто задает первый вопрос ветки. Если вас интересует тема разговора, которую мы затронули с другим человеком, можете продолжить или переформулировать ее в новой ветке, но не вмешиваться в диалог других. Темы разговора могут быть любыми: театр, политика, журналистика, семья, человеческие и профессиональные отношения... Одним словом, все, что может вас интересовать. Если я решу, что наступил предел искренности моих ответов на ваши вопросы, оставляю за собой право остановить дискуссию фразой "no comments". Надеюсь, этого не произойдет, поскольку мне кажется, что готов отвечать на вопрос любого градуса искренности. Стесняться и проявлять ложное "уважение" не стоит -- я готов к самому жесткому и нелицеприятному разговору, если таковой вам по-душе.

Нельзя вторгаться в чужой диалог, откровенно хамить и занимать территорию чужой свободы. За это -- традиционный бан. Все остальное -- можно.

Не обещаю, что смогу отвечать очень быстро, но постараюсь быть максимально оперативным. Хочется отвечать точно и обстоятельно, что требует хотя бы какого-то времени на раздумья. Во всяком случае, обязуюсь ответить на все до единого заданные вопросы полно и обстоятельно.

Итак, давайте поговорим.

promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…

Можно ли обратиться к Вам за помощью?
В смысле, такого рода:
Есть несколько идей, которые, возможно, пригодятся оппозиции.
Но, во-первых, не уверен, что идеи стоят выеденного яйца, возможно, они бесполезны или бессмысленны.
Во-вторых, не знаю, к кому лучше обратиться и по каким координатам.
В-третьих, не уверен, что по этим координатам не идет очень большой поток мусора.
Правда, не уверен, что вопрос в рамках "Разговора", но буду благодарен за ответ.

проще всего прислать мне предложения письмом на khalezin@gmail.com, а я разошлю заинтересованным людям.

Театр - видео

Здравствуйте Николай, где нибудь в сети случаем не лежат видеозаписи ваших спектаклей? Очень хотелось бы посмотреть, максимум что находил - только промо-ролики.

Спасибо за то что вы делаете.

Re: Театр - видео

к сожалению, качественного видео спектаклей не существует. есть лишь демо для фестивалей, которые специально сняты некачественно, чтобы нельзя было "пиратствовать".

мы Юрой Хащеватским планировали в январе-марте сделать в Вильнюсе качественные видео спектаклей, чтобы они не пропали на будущее, а некоторые даже выложить в сеть. это сложный процесс съемки несколькими камерами с очень тщательным монтажом. но обстоятельства оказались сильнее нас, разрушив планы. правда, не до конца)) мы все-таки планируем сделать видеозаписи, и будем в ближайшее время искать средства на этот проект. надеюсь, в этом году сделаем.

коля, я хотел бы выяснить с тобой личные отношения.
меня напрягла эта ситуация с риммой
весь вопрос решался одним вашим телефонным звонком, вместо этого римма сбивчиво мне пересказывала что-то с ваших слов. не очень убедительно, прямо скажу, у нее это получилось.
у меня иллюзия, что мы с вами можем общаться напрямую. это не так? т.е. я для тебя и Наташи нахожусь в статусе человека, с которым впадлу лично поговорить?

Попробую объяснить свою позицию.
1. Ты никогда не попадал в разряд тех людей, с которыми я не готов говорить напрямую.
2. У меня есть определенные принципы в общении, и один из них -- если дело не касается меня лично, я не имею права влезать в ситуацию до тех пор, пока ко мне не обратятся.
3. По ситуации с читкой. Да, персонально я против участия наших студентов в проектах, где ими могут манипулировать, и всегда объясняю им, что такое работа, а что такое профанация. Если у Паши Пряжко есть отличные звучащие по постсоветской территории тексты, а в РТБД берут для постановки галиматью о войне, которой он сам стесняется (и при этом рапортуют о постановке современной социально значимой драматургии) -- это, на мой взгляд, профанация.

Я высказал Римме свои соображения на этот счет, и сказал, что она сама должна принимать все решения -- я готов объяснять своим студентам что такое персональная стратегия, но не готов ею руководить. Поэтому я и не вправе звонить и что-то высказывать на этот счет тебе какие-то суждения: это ваши персональные взаимоотношения.

Что касается "Безупречного", то, безусловно, я был заинтересован, чтобы пьеса продвигалась и дальше. И тут наш расчет оказался точным -- это вторая пьеса в белорусской истории, которая смогла войти в шорт-лист Нью-Йоркского драматургического конкурса. К тому же, я не хотел бы, чтобы государственные структуры бесконечно докладывали о "росте валового объема современной драматургии" за наш счет. Пусть хоть что-то делают для этого самого роста. Мы уже наслушались про людей и театры, которые "открыли Павла Пряжко". Зная Анисенко, он тут же отправил в Минкульт телефонограмму о том, что "пьеса РТБД стала чемпионом Америки". И если я персонально просто посылаю подобных людей, молодых авторов стоит до поры оберегать от подобных конфликтов.

Но, повторюсь, все вышесказанное -- это мое мнение, и только, а ваши с Риммой взаимоотношения -- это ваши с Риммой взаимоотношения. И то, что ты не позвонил по этому поводу, лишний раз доказывает, что меня ваши взаимоотношения не касаются.

Коля, расскажи пожалуйста, как ты лечишь кашель? Что-то мне постельного режима и горячего чаю маловато.)

если бронхиальный -- в основном прогреваниями верхней зоны груди (соль, горчичники, компрессы...), плюс все виды отхаркивающих (бронхикумы, аэрозоли-бромгексины...)
если горло -- ничего не поможет, кроме традиционных растворимых порошков и большого количества горячего питья. говноболезнь -- ее легче пережить, чем вылечить.

Простите, что анонимно, просто уже давно не пользователь ЖЖ

Как поступите с ребятами, если кто-то решит между гастролями рвануть "на денёк" домой?! может стоит "поузурпировать"?..

С уважением, Аня.

мы не можем "узурпировать" -- не наш стиль, несмотря на очень жесткую профессиональную дисциплину. все наши члены труппы -- люди взрослые, и сами выстраивают свои жизненные стратегии. они разберутся сами, ехать им домой или не ехать, рисковать или нет. полагаю, что их риски не связаны с арестами и сроками, и единственное, что может случиться -- запрет на выезд. они прекрасно это понимают, а потому, полагаю, смогут принимать трезвые решения.

театр -- это всего лишь театр. я допускаю, что кому-то гораздо невыносимее находиться за границей, вдали от родных, нежели получить статус невыездного. и каждый человек имеет право проживать свою жизнь так, как желает, не оглядываясь на "трудовой коллектив". за собой я тоже оставляю это право.

(no subject) (Anonymous) Expand

женщины в жизни Н.Х.

а у меня вопрос про личную жизнь.
Как вы познакомились с первой женой? Почему вы расстались и какие сейчас у вас отношения? Что дал вам первый брак в человеческом и творческом плане?

Глядя со стороны, обе ваши жены - женщины очень активные, волевые, с ярко выраженными менеджерскими(?) качествами (поправьте, если ошибаюсь) - каково это в плане творчества? Как правило, великие творцы-мужчины выбирают себе других спутниц - не столь ярких что ли (таких примеров в истории много, обратных же - единицы, на ум приходит пока только Дали и Гала, но там обратная разница в возрасте, что сыграло свою роль). Короче, роль и влияние вашей личной жизни на творчество интересует :)


Re: женщины в жизни Н.Х.

Тут возникает наводящий вопрос: кого ты имеешь ввиду? дело в том, что моя первая жена -- Люда Мельникова -- филолог, преподаватель. Мы поженились в 1987-м и прожили вместе около полутора лет. Были друзьями, друзьями и остались.

У меня в жизни было немного, по мужским понятиям, женщин. До того, как встретил Наташу, я жил с тремя женщинами разные промежутки времени -- два раза по полтора года, и один раз - семь лет (с Катей Высоцкой). Семилетний промежуток был самым долгим -- это были отношения, которые просто сошли на нет.

Сейчас понимаю, что все мои серьезные отношения были "профессиональными". Но если в прошлом это было неким "пожеланием", о, после того, как встретил Наташу, стало "осознанной необходимостью". Мы не расстаемся практически никогда, и мне нравится работать вместе. Думаю, здесь срабатывает фактор родителей. Мой папа был певцом, и проводил половину жизни на гастролях, при этом обожая мою маму. После того, как он оформил пенсию, они ни на день не расставались, вплоть до маминой смерти. Вместе прожили больше 50 лет.

Эта модель работает и на мне. Я люблю свою жену, и не хочу с ней расставаться никогда. Конечно, временами "производственные проблемы" портят и личную жизнь, но, на мой взгляд, это лучше, чем безразличие к профессиональным занятиям друг друга.

Если же говорить про характеры, то да, мне хочется, чтобы рядом со мной была состоявшаяся женщина, не зависающая на половину жизни у плиты или стиральной машины. мы оба очень хорошо готовим, я запросто забираю часть бытовых проблем на себя (поскольку приучен с детства), поэтому бытовая сторона не провоцирует конфликты, и всегда есть время для профессионального совершенствования. Состоявшийся человек рядом -- это гораздо комфортнее, нежели вечный укор "ты мне жизнь сломал".

Если есть наводящие вопросы -- велкам.

(Deleted comment)
1. В Англию собираемся, и в течение ближайших полутора месяцев окажемся в Лондоне. Подробности приезда опишу позже.

2. У меня есть три любимых города: Нью-Йорк, Лондон и Сидней. Но Австралия далеко, и потому оставим ее пока в покое.

Я давно пришел к выводу, что не очень важно какие страны любишь ты, а важно, какие любят тебя. Америка и Англия нас любят, причем так, что сильнее вряд ли какая-то страна может любить. Именно в этих странах мы пережили самые большие творческие успехи и именно здесь живет самое большое количество наших друзей. Ситуация настолько серьезная, что, по моим ощущениям, ближайшие годы мы проведем в бесконечных перелетах между этими странами. К слову, именно из этих двух стран мы получили наибольшее количество предложений жить и продолжить свою работу.

Но если говорить о том, что все же ближе -- скорее Англия. Как сказал мой друг Аркадий Островский, который пожил в обеих этих странах, и в итоге получил британское гражданство: "Англия, в отличие от Америки, не пытается тебя переделать". пожалуй, я с ним согласен в этом.

решил таким образом "покопаться" в себе ?

или пробуешь определить территорию своей откровенности ?

смотрю, до каких пределов откровенности могут дойти друзья-блоггеры)
я-то готов ко всему, но аудитория, как правило, нет)))

Николай, не боитесь, что театральные петиции и прочие встречи доведут папуколи до состояния закрыть старшую дочь, вынудив вас вернуца?
тьфу-тьфу, конечно.

надеюсь, что они не переступят черту, за которой не политический конфликт, а реальная война. если возникнет вопрос безопасности моих детей, он возникнет и у них -- полагаю, что в противоположном лагере это хорошо понимают.

Николай,Вы профессионально связаны с фотографией?
Как Вы пришли к драматургии?

поначалу фотографией занимался непрофессионально -- осваивал достаточно простенький canon 400D, благо с детства снимал старой зеркальной пленочной камерой "Зоркий-4". потом некоторые карточки стали публиковать как иллюстрации к материалам о театре различные издания, затем какие-то фотографии начали становиться официальными плакатами фестивалей. сейчас я снимаю много, и камера у меня практически всегда с собой. диапазон работ расширился: от театральной фотографии до репортажей, снятых в разных экзотических уголках мира, которые охотно публикуют туристические интернет-порталы, журналы, газеты. только сегодня утром отдал право на публикацию цикла портретов погибшей в Домодедово Ани Яблонской телеканалу CNN. занятие фотографией позволяет театру серьезно экономить средства: нам не нужно заказывать фотографии у высокооплачиваемых фотографов. я давно уже несколько раз окупил свой 5D Mark II )))

драматургия возникла в жизни, как ни странно, в качестве противовеса политике. в начале века (как звучит!) три газеты, в которых я работал, закрыли власти, и я переключился на работу политконсультанта и консультанта по маркетингу. пришлось много общаться с самыми разными политиками, и в какой-то момент я очень устал от этого общения. я вспомнил о том, что в конце 80-х годов занимался театром, и даже написал инсценировку романа Джозефа Хеллера "Уловка-22". я решил снова заняться драматургией, как самым сложным жанром литературы, и написал свою епрвую пьесу -- "Полуночная жертва". она, к слову, уже 6 лет идет в Омском Северном театре драмы, ежегодно открывая театральный сезон. за эту постановку я не получил ни копейки -- пьесу попросту украли. сейчас просят дать мои координаты, чтобы перечислить все скопившиеся за эти годы средства))).

потом была написана пьеса "Я пришел", которая до сих пор получает призы на разных конкурсах и фестивалях. благодаря тому, что Олег Палыч Табаков купил права на эту пьесу за рекордную по тем временам сумму, выплачиваемую драматургам в России, возник "Свободный театр" -- весь гонорар был потрачен на создание театра. так драматургия стала еще одной профессией, которой я могу зарабатывать деньги. )))

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Папа-картофельный генерал, ЭТО надолго? Если так, то какова тактика? Почему у Вас нет таких же программ и взаимоотношений с Россией, как с западными лидерами культуры и политики? Почему Вас не поддержали Фоменко, Райкин, Додин, или хотя бы Угаров и Галибин? Почему Вы отмахивались от каких-то хамов в передаче на НТВ, а не общались с прекрасными людьми России? Это снобизм с Вашей стороны? Вы совсем нам отказываете в праве быть порядочными людьми? Белоруссы обречены обращать внимание не только на Запад, но и на Восток. Этот шанс впервые возник еще во времена Острожского майората. Западная, не московская Русь, все ходит и ходит по арене истории, так и не получив до сих пор достойного воплощения. Посмотрите на Украину, там так и не могут опереться на то, что лежит под ногами, на родную землю и на родную историю!Николай, приходите в Россию! У Вас огромная энергия и здравый ум, через Россию путь к свободе( нашей, и вашей) может оказаться гораздо оптимальнее.

полагаю, мы не интересны Фоменко, Райкину или Додину. мы едем туда, куда нас зовут. на заре появления театра мы дважды выступали в Москве, в Центре Мейерхольда, где гастроли организовывал Паша Руднев, и даже умудрились выступить на фестивалях в Тольятти и Омске. но со временем интерес к нам иссяк и все контакты с театральной Россией прекратились. ничего страшного в этом нет -- в конце концов, нами не интересуются не только в России )))

у меня нет ощущения, что я получу "через Россию путь к свободе". я пытаюсь по мере сил бороться за свою страну, но, в конце концов, я прожил в ней всю жизнь. но почему я должен начать бороться еще и за соседнюю, я себе объяснить, боюсь, не смогу. я вообще не знаю, зачем мне выбирать Запад или Восток. я общаюсь с людьми, которых не делю по национальности или цвету кожи; мне интересно в Америке и Африке; у меня много друзей в Англии или Германии, в Израиле и Польше... как только я начну расставлять приоритеты по геополитическому признаку, боюсь, ни одна из стран меня не устроит, за исключением обожаемой мной Австралии. поэтому, принцип простой: нужен буду в России -- позовут. но представить это мне очень тяжело.

А я вот думаю , что Россия ''варится'' в собственном соку

я тоже так думаю. и не только о России))

Мне кажется, я могу понять человека, который в своей стране не может реализоваться свободно, поэтому его творчество принимает в какой-то мере вид протеста (это ваш случай, но я могу ошибаться).
Что вы посоветуете человеку, который не чувствует каких-либо помех со стороны страны и правительства с его солнцеподобным правителем, ни персонально, ни опосредованно, а просто делает свое дело и не чувствует потребности каким-то образом протестовать против существующего уклада? Да, ВИЖУ, что происходит, но не ЗНАЮ всей правды, что бы ни сообщали в Интернете или где либо еще. Принимать на веру не хочу.
Без сарказма, пожалуйста. Спасибо.

какой же сарказм -- очень серьезный вопрос.

наше творчество вряд ли можно отнести к какому-то виду протеста. спектакли "Свободного театра", которые были запрещены первыми -- это "Психоз 4.48" по пьесе Сары Кейн и "Техника дыхания в безвоздушном пространстве" по пьесе Натальи Мошиной. Первая -- о раздвоении сознания женщины; вторая -- о девочке, умирающей в хосписе. мы не занимаемся политическим театром -- мы занимаемся театром актуальным. это особый склад творческого человека. он не плохой и не хороший -- просто другой. актуальное искусство занимается опасным творчеством, исходя из этого и имеет место конфликт актуального художника с обществом.

я с детства знал, что происходит в мире, и сейчас, так же, как и мои друзья и коллеги, нахожусь в плотном информационном потоке. я знаю всю правду -- точнее, то, что лично я для себя определяю как правду.

протестовать или не протестовать -- это личное дело каждого, которое зависит от миллиона факторов: начиная от детства, и заканчивая всем имеющимся у человека опытом. мне проще протестовать, если я чувствую, что меня персонально обманывают или лишают свободы. кого-то не устраивает эта модель, и он не протестует. это всего лишь разные поведенческие модели. проблема кроется в другом -- обманывает человек себя или нет. если он говорит о том, что не чувствует притеснения со стороны машины подавления, но на самом деле чувствует -- появляется лицемерие, которое не дает художнику раскрываться не только в личной жизни, но и в творчестве. это элементарная проблема внутренней честности, принципиальности. эталоном тут я считаю британцев.

однажды записывали интервью с Томом Стоппардом для фильма, и я задал вопрос "боишься ли ты политики?". те, кто отвечали на этот вопрос раньше, говорили долго и аргументированно, а Том не понял вопроса, пришлось его повторить. для британских художников не существует проблемы разделения, точнее отделения политики от других сегментов жизни -- это всего лишь одна из сфер человеческой жизнедеятельности. я полностью с этим согласен. и они в любой момент готовы высказать свои опасения или возмущения по тому или иному поводу.

"Что вы посоветуете человеку". пожалуй, это самая сложная часть. я не посоветую ничего, пожалуй. тут несколько причин. во-первых, я сам не знаю как правильно. конфликтность и принципиальность -- это крайне сложный маршрут, который подходит далеко не каждому. человек может легко самого себя разрушить, начав форсировать то, на тренировку чего требовались десятилетия. во-вторых, я даже своим детям не советую ничего в подобных случаях. я могу только сам как-то поступать, а они в состоянии выбрать, подходит им такой алгоритм или нет. и в-третьих, нету ни у какого человека права советовать другому человеку жесткий алгоритм поведения, поскольку любой алгоритм может быть ошибочным.

а у меня такой вопрос. Как вы начали свободно говорить на английском? С чего начинали? Переводчиков нанимали или пытались объяснится, как могли. Мне всегда было интересно, как наши люди преодолевают языковой барьер и начинают в итоге свободно общаться.
Ведь для того, чтобы наладить действительно важные связи, нужно хорошее знание языка. Вряд ли ваш первый контакт выглядит так: "I'm sorry, my English very bad. But you are very interested in us..". Наверняка, вы как-то изворачивались. В общем, поделитесь секретом.

я не говорю свободно не английском -- я плохо говорю на английском. и проблема тут в определенной форме врожденной дислексии. мне легче запомнить последовательно сотню картинок, чем последовательный ряд из десятка слов. для того, чтобы пополнить свой английский словарный запас (или любого другого языка), мне необходимо затратить в десятки раз больше времени, чем любому другому человеку. но э то моя персональная проблема. ситуация абсурдна еще и по другой причине -- у меня врожденная грамотность в отношение русского языка -- я практически не делаю ошибок, если только не тороплюсь, и не делаю описок.

несмотря на эту проблему, я общаюсь постоянно: используя те знания, которые есть; используя мимику, шутки, элементы других языков. естественно, в сложных переговорах использую переводчика, иногда помогает жена, которая знает английский лучше, чем белорусский и русский.

сейчас, наконец, нашел тот курс, который мне персонально подходит. rosetta stone, основанный на визуальных образах. надеюсь, с ним дело пойдет быстрее, поскольку речь идет уже не только о знании/понимании разговорного языка.

я помню, в свой первый приезд в Америку, смотрел телевизор, и увидел теннисиста Марата Сафина, который давал одно из своих первых интервью на английском языке. это было чудовищно. журналист смущался едва ли не сильнее, чем теннисист. но тот говорил. и говорил на английском. кто-то ему правильно посоветовал: говори на английском. никто не осуждает за то, что ты говоришь неправильно -- осуждают за то, что не пытаешься. американцы и британцы имеют хорошую привычку -- если ты говоришь неправильно они тебя поправляют. и это не укор, а элементарный урок английского языка -- именно так нужно к этому относиться. говорить, говорить и говорить -- других алгоритмов мир не придумал.

Хеј јако лепо блогу! Ман .. Лепа .. Амазинг .. Ја ћу маркер ваш блог и да се храни ...