kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

"Свободный театр". Пресса

Почему белорусский «Свободный театр» заслуживает того, чтобы ему аплодировали стоя (The Guardian)

Выступая подпольно и идя на значительный риск, Свободный театр использует сцену для противостояния цензуре в диктаторском государстве. Невероятные спектакли этого театра должны быть показаны во всем мире.


В прошлый воскресный вечер, когда большинство театров почти пустынны, лондонский Young Vic был переполнен. Джуд Лоу и Сиенна Миллер выступали на сцене вместе. Йен МакКеллен, Джонатан Димблби, Сэмюэль Уэст и Аджоа Андоу оказали невероятную помощь в проведении спектакля. Но звездой этого вечера был Белорусский Свободный театр. И овации были именно для него, а одобрительные и восхищенные возгласы были слышны еще долго после выступления. Ведь то, что делает этот театр, по любым меркам, является чем-то исключительным.

Белорусский Свободный театр подпольная театральная труппа Минска. «Подпольная» не потому, что это круто, а потому, что Беларусь является диктатурой и любую оппозицию, будь то художественную или какую-либо другую, могут быстро и действенно заставить замолчать. В Беларуси являются обычным делом грубые нарушения прав человека, применение жесткой цензуры к разным аспектам жизни белорусов, на которые правительства других стран просто закрывают глаза. Активисты сопротивления таинственным образом исчезали или были похищены, заключены в тюрьму или убиты.

Свободный театр при помощи своих постановок рассказывает людям, что происходит в их стране. Всем участникам театра постоянно угрожают расправой и преследуют, но это их не останавливает. Их выгоняли из государственных театров из-за участия в спектакляхСвободного театра, а КГБ классифицирует участников труппы как «неустойчивых элементов». Продюсер Наталья Коляда и драматург Николай Халезин не только занимаются театром, но и являются активистами, борющимися за права человека. Они чувствуют, что их страна забыта.

Я впервые столкнулась со Свободным театром, когда вместе с режиссером Линдси Тернер посетили Беларусь прошлым летом для проведения недельных мастер-классов с молодыми актерами театра. В последний вечер перед отлетом мы посетили их спектакль, которые они играли для белорусской аудитории. Это был не просто еще один театральный вечер в жизни.

Свободный театр должен выступать подпольно, подвергаясь значительному риску: во время выступлений проводились милицейские рейды, людей арестовывали. Зрителям пишут смс и говорят, куда надо приехать. С места сбора людей отводят туда, где проходит спектакль. На данный момент труппа использует почти заброшенный дом. Стена между двумя комнатами выбита, и в образованном пространстве зрители, некоторые из которых добирались до этого места в течение нескольких часов, впритирку жмутся на скамейках в одном конце комнаты, когда выступление проходит в другой ее части. Атмосфера ожидания почти визуальна. В конце спектакля – шквал аплодисментов с волной облегчения, и не только потому, что полиция не посетила здание во время показа спектакля. Многие зрители раньше не видели ничего подобного. А ведь когда слышишь о реальных проблемах своей страны, о которых говорят честно и открыто, то начинаешь чувствовать себя немного смелее и менее одиноко.

В вечер, организованный правозащитной организацией Index on Censorship, Свободный театр исполнил две постановки в театре Young Vic. Первый спектакль «Цифры», в постановке Владимира Щербаня – проникновенное выступление, которое раскрывает жизнь современной Беларуси при помощи статистики («72% белорусов затрудняются определить значение слова «демократия», «13 модельных агентств, сотрудничающих с Министерством культуры РБ, продавали белорусских женщин в сексуальное рабство»). Второй спектакль – «Постигая любовь», в постановке Николая Халезина – история Ирины Красовской и ее мужа Анатолия Красовского, оппозиционного активиста, который был похищен и убит. Этот спектакль особенно актуаен и животрепещущ вследствие подозрительной смерти Олега Бебенина, журналиста и близкого друга Свободного театра. Эти два спектакля, мощно переплетаясь друг с другом, образуют явную параллель между абстрактным миром процентов и разрушенными жизнями.

Работы Свободного театра не просто отличны, учитывая невероятно трудные условия, в которых они были созданы. Они невероятны. Доступные, визуально изобретательные, и, в то же время, безжалостные, с юмором, граничащим с глубокой печалью. Свободный театр заслуживает того, чтобы быть увиденным во всем мире. Кто знает, что могло бы произойти, если бы белорусы могли свободно посещать его спектакли?

То, в чем труппа нуждается больше всего, это солидарность международного театрального сообщества. Чем больше друзей у Белорусского Свободного театра, тем больше вероятность, что белорусский народ присоединиться к борьбе за демократические свободы (и тем меньше вероятность того, что члены труппы исчезнут). Есть петиция, которую вы можете подписать на сайте zoneofsilence.org. Свободный театр вернется в Лондон в июле следующего года, и будет выступать в театре Almeida. Вы должны пойти и увидеть их сами. И вас за это не арестуют.

Лора Уэйд, The Guardian, 13 декабря 2010
Tags: "Свободный театр", Англия, Лондон, критика, пресса, театр
Subscribe
promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments