kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XXIII / Занавес

eurepica-tour-chronicles

Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XXIII / Занавес

1 ноября в шведском туре Белорусского Свободного театра Eurepica.Challenge была поставлена финальная точка. Это произошло на сцене главного городского театра шведской столицы – Stadsteatern.

eurepica-tour-chronicles

Еще осенью 2006 года, когда мы выступали на экспериментальной сцене Шведского Королевского театра, один из шведских театральных специалистов сказал: «Было бы здорово, если бы вы выступили на сцене Stadsteatern». Прошло 4 года, и мы выступили. Причем, выступили с фурором – с аншлагом, шквалом аплодисментов и публикой, вставшей на первом же поклоне актеров.

eurepica-tour-chronicles

Стокгольм стал той логической точкой в туре, которая позволяет сказать «по большому счету, все сделано правильно». Но, «по большому счету». В течение тура четко, словно под микроскопом, обнаружились пороки шведской театральной системы, от которой страдают в первую очередь шведские творческие коллективы, и во вторую – зарубежные гастрольные.

Конечно, по сравнению с постсоветским театральным пространством, эти проблемы можно вообще не упоминать – настолько огромна пропасть, разделяющая наши театральные системы. Но, тем не менее, картина будет неполной если их не назвать. Хотя, когда я пишу «их», изначально я имею ввиду лишь один порок, который является первоисточником целого ряда проблем. Я говорю о «шведском социализме» – том самом социально ориентированном механизме, который играючи может загубить любую творческую инициативу. Формально выполняя все инструкции и предписания профсоюзов и корпоративных систем, ты видишь, как эффективно и четко работает менеджмент, но... насколько же он не заинтересован в эффективном результате.

В условиях «шведского театрального социализма» ты можешь приехать в зал небольшого городка, и отыграть спектакль на аудиторию в сотню человек, при том, что зал может вместить в два с половиной раза больше. Когда начинаешь конфликтовать с местным менеджментом, используя всю палитру аргументации, от «мы всегда играем при аншлагах» до «решить вопрос с заполняемостью – плевое дело», натыкаешься на абсолютное непонимание, если не сказать недоумение. В глазах менеджеров читается немой вопрос «Все идет по плану, чего вы нервничаете?». А нервничаем по привычке – раздражает даже несколько пустых кресел, не говоря уж о половине зала. Но социализм делает менеджера заинтересованным в выполнении функции, но не в получении прибыли, поскольку прибыль достается не индивидууму, а социализму.

Сама по себе шведская экономическая конструкция провоцирует людей либо на экономическую апатию, либо на отъезд из страны для занятий бизнесом. Имея фирму, ты отдаешь налогами 78% прибыли, плюс минимум треть персонального заработка в виде подоходного налога. Можно назвать эту налоговую систему варварской, но проблема не только в ней. В шведской забюкратизированной экономической модели регулярно возникают казусы, логику которых может понять только человек, хорошо освоивший советскую «политологию социализма».

Один из последних скандалов в творчески-экономической среде разразился в Шведском Королевском театре. Оказалось, что Шведский Королевский театр, живущий за счет государственной дотации, платит аренду за свои площади государству, его же деньгами. Причем, здания и сооружения Шведского Королевского театра принадлежат другой государственной компании, также датируемой государством. В экономике это называется «перекрестным субсидированием», и как правило происходит в недоразвитых экономиках стран третьего мира. Апофеозом скандала в Шведском Королевском театре стало обнародование того факта, что в компании, которой принадлежат площади театра, сотрудники получали бонусы на порядок выше, нежели сотрудники самого Шведского Королевского театра.

В оценке экономических моделей шведского общества абсолютно подходит выражение «их недостатки – суть продолжение их достоинств». Повторюсь: проблемы шведов ни в какое сравнение не идут с проблемами Беларуси, России или Украины, но, тем не менее, очень хочется во время следующего шведского тура почуствовать экономическую заинтересованность менеджмента. И некоторые предпосылки к этому уже есть – недавно было принято решение о бонусных выплатах театрам, которые расширяют охват аудитории. И эти бонусные выплаты могут составлять суммы порядка миллиона евро на творческий коллектив.

Конечно, то, что я пишу, относится скорее к политической системе и ее экономической программе. Смешно считать, что даже самый гениальный театральный менеджер в состоянии изменить ментальность целой страны. И тут мы возвращаемся к одному из предыдущих постов этого цикла – «культурная география». Можно запросто внести коррективы в проект, знай те подводные камни, которые есть в стране, где вы начинаете работу.

Завершить же программу тура хочется добрыми словами в адрес партнеров, организаторов, волонтеров, и всех, кто блестяще работал и помогал в осуществлении этого большого проекта – шведского тура Eurepica.Challenge Белорусского Свободного театра. Аплодисменты и шампанское!

eurepica-tour-chronicles

eurepica-tour-chronicles
photo: © kilgor_trautt


Tags: "Свободный театр", eurepica, Швеция, гастроли, образование, страны, театр, фото
Subscribe
promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments