kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

Category:

Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XXI / Портрет / Яна Русакевич

eurepica-tour-chronicles

Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XXI / Портрет / Яна Русакевич

Первый спектакль, появившийся в репертуаре Свободного театра, был «4.48 Психоз» по пьесе Сары Кейн. Володя Щербань ставил его, еще работая в Купаловском театре, с двумя актрисами – Олей Шанцыной и Яной Русакевич.

Rusakevich

Оля вышла замуж и уехала в Москву, Яна работает в Свободном театре, а значит сегодня только ее можно назвать «самой старой актрисой» театра. Конечно, в слове «старой» нет ничего, кроме иронии – Яна из тех людей, к которым подобная характеристика не подойдет даже в ту пору, когда в силу возраста станет уместной. Энергичная, авантюрная, с взрывным темпераментом – она обладает всеми чертами, необходимыми актрисе.

Не многие знают историю о том, что Яна выиграла объявленный в Купаловском театре конкурс на лучшую современную пьесу. Конкурс был анонимным, и оценивали произведения по их качеству, а не по фамилии автора. В том, единственном в истории, конкурсе, проходившем в Национальном театре, победила пьеса Яны «Налу», которую и поставил на малой сцене Купаловского Володя Щербань. По иронии судьбы, именно этот спектакль превратился из просто хорошего спектакля в «символ эпохи».

Сразу после того, как министерство культуры «обратило внимание» на Белорусский Свободный театр, настоятельно порекомендовав руководству государственных театров оградить своих актеров от порочного влияния независимого коллектива, «купаловское» руководство с энтузиазмом бросилось выполнять рекомендации. Под прессинг попали все три создателя «Психоза», к тому моменту уже «воспетого» Томом Стоппардом на страницах The Guardian. Именно тогда спектакль «Налу» был скоропостижно снят с репертуара, декорации уничтожены, а половое покрытие спектакля, словно в назидание «мятежникам», уложено в служебных туалетах.

Николай Кириченко, бывший на тот момент директором театра, придумывал все новые методики давления на свободолюбивых театралов. Однажды он, под предлогом срочной встречи, экстренно вызвал в театр Шанцыну и Русакевич, зная, что они играют спектакль на фестивале в Варшаве. Организаторы фестиваля сделали все, чтобы актрисы смогли добраться к девяти часам утра в Минск, вплоть до того, что оплатили такси от польской столицы до границы. Когда Оля и Яна утром, не поспав за ночь ни минуты, предстали «пред ясны очи» купаловского директора, он сказал: «А, появились? Ну ладно, идите, вы не понадобились».

А однажды Яна стала участницей диалога, который вошел в классику белорусской театрально-смеховой культуры. Он состоялся накануне нашего отъезда на гастроли в Лондон. Яна убеждала художественного руководителя театра Валерия Раевского отпустить ее на гастроли, он, в свою очередь, поинтересовался: «и что вы туда повезете?». Яна ответила: «Быть Гарольдом Пинтером». Заметив непроглядную тьму во взоре человека, 30 лет управлявшего главным национальным театром, она добавиила: «спектакль такой – по произведениям нобелевского лауреата Гарольда Пинтера». Раевский ответил: «Да знаю-знаю, мальчик такой, в очках, с палочкой...». Яна не могла вымолвить ни слова, понимая, что «светочь белорусской режиссерской мысли» перепутал даже не имена-фамилии, а реальности, приняв Гарри Поттера за Гарольда Пинтера. Раевский недоуменно разрядил обстановку: «И как таким молодым нобелевскую премию дают?».

Пожалуй, самым драматичным моментом в жизни Яны стал ее развод с мужем, и начало совместной жизни со Светой Сугако. Это обернулось годовым шоком для ее родителей, воспитанных в советской среде, и оказавшимся поначалу неготовыми к подобному повороту в жизни дочери. Яна со Светой прожили вместе долгих пять лет, прежде чем расстались. Расстались друзьями.

Все последние пять лет Яна вынуждена делать выбор, преодолевая все новые и новые испытания: выбор между театрами, выбор между партнерами, выбор между образами жизни... И пока она справляется с решением тех задач, которые сопутствуют ее выбору: она успешна в профессии, успешна в воспитании дочери Марты, успешна в достижении внутреннего баланса, удерживать который зачастую очень непросто.

Rusakevich

Rusakevich

Photobucket

Rusakevich

Rusakevich

Rusakevich

Rusakevich

Rusakevich
photo: © kilgor_trautt


Tags: "Свободный театр", eurepica, Швеция, гастроли, образование, портрет, страны, театр, фото
Subscribe
promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments