kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

Category:

Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XX / Шведы / Андерс Дуус

eurepica-tour-chronicles

Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XX / Шведы / Андерс Дуус

Иногда, чтобы понять какую-то страну, достаточно хорошо узнать одного ее представителя. Когда-то для меня таким человеком стал шведский драматург Андерс Дуус.

Photobucket

Мы познакомились с Андерсом в Берлине, когда там проходил Берлинский театральный фестиваль. Его лауреатами стали 6 драматургов – 3 немецких и 3, представляющих другие страны: Пол Дженкинс – из Англии, Андерс Дуус – из Швеции, и я – из Беларуси. Как-то само собой получилось, что проводить время нам комфортнее было в альянсе Беларусь-Швеция-Англия. В итоге, знакомство переросло в дружбу, которая, в свою очередь, привела к совместным проектам. Одним из них стал и Eurepica.Challenge, где каждый из нас, как и на Берлинском фестивале, представляет свои страны.

Photobucket

В нынешний приезд в Стокгольм Андерс пригласил нас к себе домой на традиционное шведское блюдо – лося. За все годы, которые занимаюсь театром, заметил, что, из всех театральных специалистов, лучше других искусством кулинарии владеют драматурги. Режиссеры не любят работать руками, актеры – не сильны в креативности, менеджеры – торопливы, драматурги – то, что надо для кулинарии: креативны, мастеровиты, последовательны и педантичны.

Андерс работает драматургом в Riksteatern. В цивилизованном театральном мире драматург и автор – это две разных ипостаси «человека пишущего». Автор – это автор пьесы, которая ставится в театре, а драматург, это должность: человек, который работает в театре с текстом – редактирует, интегрирует инородные тексты, делает компиляции, доводит пьесу до варианта, необходимого режиссеру. Дома Андерс – автор, на работе – драматург. Если попытаться разместить его в условном рейтинге живущих шведских драматургов, то он войдет в пятерку самых востребованных, а в рейтинге драматургов, пишущих для детей и подростков – он однозначно №1 в Швеции.

Photobucket

Photobucket

На сегодняшний день, Андерс не работает в театре, находясь на государственной стипендии. Эта стипендия выплачивается талантливым авторам из государственного бюджета для того, чтобы они могли создавать произведения, оторвавшись на время от рутинной работы.

В случае Андерса, это выглядит следущим образом. Драматург подает заявку в министерство культуры, где принимается решение о выделении стипендии. Главный критерий – потенциал автора. После принятия положительного решения, министерство выделяет средства. В одних случаях – на три месяца, в других, как в случае Андерса, на два года. Выплата производится двумя траншами – в начале каждого года единой выплатой по 7 500 евро на год. Формально, это трехмесячная заработная плата, которая вряд ли позволит прожить год за ее счет. Но тут государство относится к проблеме абсолютно лояльно – ты можешь и вовсе не увольняясь, продолжая получать деньги по основному месту работы. Правда, совершенно очевидно, что, работая в полную силу по основному месту работы, ты вряд ли сможешь написать полноценное произведение.

Шведская модель позволяет быть мобильным, и разнообразить подходы к работе. К примеру, можно работать на 70% ставки, на 40%, или вовсе на 25%. Некоторые драматурги, получив подобную субсидию, переходят на 50-процентную ставку, и работают по основному месту 3 дня в неделю, остальные 4 оставляя для занятий творчеством. Андерс использует другую модель: он работает полгода, затем полгода занимается творчеством, снова полгода работает по основному месту работы, и снова полгода творит.

Андерс с семьей живут в 20 минутах езды на метро от центра Стокгольма – в трехподъездном четырехэтажном доме, расположенном в тихом жилом районе. Небольшая трехкомнатная квартира обходится семье ежемесячно около 650 евро – это выплата кредита по ипотеке.

Photobucket

Photobucket

Его жену зовут Виктория, сына – Элис. Супруга, как и Андерс, работает; трехлетний сын ходит в садик. Когдя Элису еще не исполнился годик, Андерс более чем на полгода ушел в декретный отпуск по уходу за ребенком – это очень популярная модель в шведском обществе, где отец и мать делят время ухода за малышом.

Photobucket

Photobucket

Маленький ребенок ходит в детский сад, муж и жена работают, каждый из них получает зарплату около 3 000 евро, немного экономят на отпуск, в ресторан ходят раз в неделю... Собственно, это портрет во многом типичной для шведского общества молодой семьи.

Photobucket

Во время застолья в семье Дуусов предпочтение отдается красному сухому вину или хорошего качества аквавиту – традиционной шведской водке, настоенной на травах. На этот раз Андерс и Виктория позабавили нас короткими шведскими песнями, каждую из которых они поют перед определенным тостом. И поют, надо сказать, здорово. Выяснилось, что у шведов есть такой же, как в славянском пьющем мире, набор завершающих тостов, аналогов «посошковой», «оглоблевой», «пошапочной», когда гость, отдавая почести гостеприимству хозяев, не в состоянии дойти до двери.

Photobucket

В какой-то момент вечера мы увидели, что Андерс с Элисом пропали, а в ванной комнате раздался звук губной гармошки. Виктория объяснила: перед тем, как ложиться спать, Элис чистит зубы, и эта процедура сопровождается неизменным ритуалом – мужская часть семьи играет на губной гармошке, сидя на полу в ванной.

Photobucket
photo: © kilgor_trautt


Tags: "Свободный театр", eurepica, Швеция, гастроли, образование, портрет, страны, театр, фото
Subscribe
promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments