kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

V Конкурс, 5 лет и пять дней "Свободного театра"

3 апреля в Минске завершился пятидневный театральный марафон, посвященный завершению V Международного конкурса современной драматургии «Свободный театр» и 5-летию этого белорусского театрального коллектива. На мероприятия съехались драматурги, критики, театральные деятели журналисты и просто гости из более чем десятка стран мира.

Photobucket

Пятидневная программа включала в себя показы четырех спектаклей Белорусского Свободного Театра, марафон читок пьес и завершающий вечер, на котором вручались призы V Международного конкурса современной драматургии «Свободный театр», презентавались последние работы театрального коллектива и подводился краткий отчет о пяти годах деятельности театра.

Юбилейные торжества проходили «в обрамлении» двух образовательных проектов. До начала пятидневного марафона в театральной лаборатории Fortinbras преподавала лучший сценограф Сербии последних лет Мария Калабич, а спустя день после завершения – специалисты лондонского театра Royal Court режиссер Клэр Лиззмор, несколько лет проработавшая с Гарольдом Пинтером, и драматург Александра Вуд. Любопытно, что впервые британские специалисты будут вести параллельно два курса: один – по желанию преподавателей – с основным составом труппы, второй – со студентами театральной лаборатории Fortinbras.

В течение пятидневного сета Свободный Театр показал четыре своих спектакля: «Быть Гарольдом Пинтером», «Зона молчания» и «Цветок для Пины Бауш» в постановке Владимира Щербаня, и «Поколение Jeans» в постановке Николая Халезина. Из спектаклей, которые сегодня есть в прокате театра, не были показаны лишь «Постигая любовь», в который вводится новая актриса, и Eurepica.Challenge, поскольку занятые в нем две зарубежные актрисы являются в Беларуси «персонами нон-грата».

На вручение призов из десятка смогли прибыть семь лауреатов. На этот раз среди победителей оказались представители пяти стран: Беларуси, России, Израиля, Швейцарии, Украины. Большинство призов отправилось в Россию, традиционно доминирующую в драматургических конкурсах, проводимых на постсоветской территории. Единственным белорусским лауреатом стала драматург Римма Ушкевич, обладательница приза Тома Стоппарда «Яркий дебют». Художественный руководитель Конкурса Николай Халезин, комментируя это событие, сказал: « К сожалению, мы «потеряли темп». Три-четыре года назад белорусские драматурги были в числе постоянных обладателей призов на ведущих конкурсах; сегодня это стало происходить крайне редко. И виной тому отсутствие внятной системы в подготовке драматургов. Я рад за Римму не только потому, что она студентка нашей лаборатории Fortinbras, но и потому, что ее драматургический дар стал проявляться очень быстро – пьеса, которую отметили все до одного члены жюри – это ее самый первый драматургический опыт».

Обладателем гран-при в основной номинации стал москвич Виктор Калитвянский, а гран-при в номинации «пьеса малой формы или эксперимантальный текст для театра» достался екатеринбуржцу Валерию Шергину. В качестве призов, помимо дипломов, они получили клюшки для гольфа с выгравированными именами победителей. Приз неслучаен – каждый год конкурс проходит под эгидой нового вида спорта, который, по замыслу организаторов, соответствует какому-то из качеств, необходимых современному драматургу. В предыдущие годы это были регби, бокс и серфинг. Следующий символ является тайной до момента объявления приема пьес на очередной конкурс, который как правило стартует летом.

В состав жюри Конкурса традиционно входят известные театральные деятели из разных стран мира. Нынешний конкурс стал новаторским и в этой сфере – над изучением 390 пьес из 10 стран мира работало три состава жюри. Причем, все три состава жюри регламентировались по возрастному принципу: в основной номинации – без ограничений; в экспериментальной – не старше 45 лет; в детской – не старше 16-и. Детскому жюри, самому младшему члену которого 7 лет, а старшему – 16, было доверено определить обладателя приза «Выбор детей». Победителями в этой номинации стали россияне Павел и Зульфия Зорины, написавшие в соавторстве пьесу «Слепая и Немой», и Андрей Осиненко со своей пьесой «Чёкала».

В день, накануне церемонии вручения призов, состоялся марафон читок пьес-участниц конкурса в постановке Владимира Щербаня. После проведения первых репетиций читок актеры Свободного Театра решили учредить свой приз под названием «Автор, пиши!». Они самостоятельно определили пьесу-обладательницу приза, которой оказался текст москвички Елены Шахновской «Времена дня». Организаторам удалось оперативно связаться с Еленой, и она смогла на два дня вырваться в белорусскую столицу.

Председатель жюри экспериментальных пьес Владимир Щербань, комментируя результаты конкурса, сказал: «Уже второй год мы испытываем проблему с тем, что, начиная с лонг-листа, крайне сложно определить фаворитов – соперничество идет на уровне нескольких баллов. Пьесы лидирующей группы драматургов очень качественны, но, в то же время, очень разные по стилистике и тематике. Высокое качество текстов подтвердили и проведенные читки: если есть мгновенная реакция аудитории, значит коллективный мозг жюри сделал правильный выбор».

Во время проведения читок, впервые за пределами Англии, прозвучал текст Тома Стоппарда «Крики пыток сердца», написанная им после пятилетнего перерыва, специально для сета читок в театре Royal Court, посвященных Дню против пыток, и присланный в Белорусский Свободный Театр накануне юбилейных торжеств.

На протяжении всех пяти дней мероприятий в театре работали съемочные группы британской телекомпании BBC и франко-немецкого канала ARTE, освещающго происходящее в европейском искусстве.

Церемонию вручения призов в юбилейный вечер посетили посол Венгрии Ференц Контра с супругой, представители посольств Великобритании и Швеции, лидер движения «Европейская Беларусь» Андрей Санников, представители творческой среды Беларуси, журналисты.

Свободный Театр презентовал продукцию своего издательского дома, которую выпустил в течение посленего года: книгу «Один из нас», состоящую из эссе о великих белорусах, прославившихся за пределами родины; сборник «Рок-н-ролл для Поколения Jeans», в который вошли пьесы Тома Стоппарда и Николая Халезина; драматургический альманах Eurepica.Challenge, в который вошли произведения 14-и авторов разных стран, рассказывающих о главных вызовах, стоящих перед их странами. Также презентовались три сборника аудио-пьес в постановке Владимира Щербаня и Николая Халезина, записанных актерами театра по итогам прошлогоднего драматургического конкурса, и антологию аудио-книг по произведениям Владимира Короткевича, записанный преподавателем лаборатории Fortinbras профессором Андреем Колядой. Любопытно, что специально для книги «Один из нас» известный белорусский музыкант Олег «Джаггер» Минаков, ныне живущий в Бельгии, записал песню One Of Us, которая, наряду с белорусскоязычной аудиоверсией книги, вложена под обложку на CD-носителе. Все книги издательского дома «Свободный театр» изданы на трех языках: белорусском, русском и английском.

Завершался праздничный вечер выступлением двух ди-джеев: белоруса Лавра «DJ Laurel» Бержанина и британца Дома Сервини. В этот же вечер Лавр Бержанин стал обладателем приза «Преодоление», ежегодно вручаемого гражданской инициативой «Мы помним». По поручению лидера организации Ирины Красовской, это сделал Андрей Санников.

Легендарный ди-джей и продюсер, редактор журнала Shook Дом Сервини прилетел в Минск на 5 часов, специально для того, чтобы отыграть Solidarity Party в честь 5-летия Свободного Театра. Это не первое совместное выступление Лавра и Дома, до этого выступавших вместе в рамках кампании «Музыканты мира солидарны с Беларусью», проводимой под патронажем знаменитого британского музыканта Мика Джаггера.

V Contest - final
Гости юбилейных мероприятий в усадьбе-музее «Дудутки»

V Contest - final
Финал спектакля «Цветок для Пины Бауш»

V Contest - final
Зрители спектакля «Цветок для Пины Бауш»

V Contest - final
Друг театра, американский актер и режиссер Джонатан Солари, прилетевший специально в Минск, чтобы поздравить театр с 5-летием

V Contest - final
Режиссер Владимир Щербань и директор театра Наталья Коляда открывают «марафон читок пьес»

V Contest - final
Читка пьес-участниц конкурса. Марина Юревич, Денис Тарасенко, Олег Сидорчик, Яна Русакевич, Павел Городницкий

V Contest - final
На переднем плане: Валерий Шергин, Владимир Зуев, Елена Шахновская, Дайнис Гринвалдс

V Contest - final
Начало вручения призов. Николай Халезин, Лавр Бержанин, Наталья Коляда, Владимир Щербань

V Contest - final
Андрей Санников вручает театру подарок с символическим названием – фотоальбом Сергея Плыткевича «Дикая жизнь в центре Европы»

V Contest - final
Актрисы Свободного Театра Марина Юревич и Яна Русакевич вручают приз «Автор, пиши!» драматургу Елене Шахновской

V Contest - final
Андрей Санников объявляет о вручении приза «Преодоление» Лавру Бержанину

V Contest - final
Секретарь посольства Великобритании Тим Дакет вручает приз Тома Стоппарда драматургу Римме Ушкевич

V Contest - final
Обладательница 3-й премии драматург Ганна Шевченко

V Contest - final
Обладатель гран-при в номинации «эксперимент» Валерий Шергин

V Contest - final
Обладатель 3 премии в номинации «пьеса» Анна Донатова

V Contest - final
Обладатель гран-при в номинации «пьеса» Виктор Калитвянский

V Contest - final
Лауреаты V Конкурса «Свободный театр»

V Contest - final
Владимир Щербань презентует сборники аудио-пьес, выпущенные издательским домом «Свободный театр»

V Contest - final
Николай Халезин презентует антологию аудиокниг по произведениям Владимира Короткевича, записанную профессором Андреем Колядой

V Contest - final
Белорусский Свободный Театр – 5 лет

V Contest - final
Студийцы лаборатории Fortinbras в компании сербского сценографа Марии Калабич

V Contest - final
Гость Свободного Театра белорусский блогер Евгений Липкович

V Contest - final
Дайнис Гринвалдс, Виктор Калитвянский и Анна Донатова

V Contest - final
Лавр «DJ Laurel» Бержанин и британский ди-джей Дом Сервини


V Contest - final


Поздравительные письма друзей Белорусского Свободного Театра


Моим друзьям из Белорусского Свободнoго Театра.

Прошло 5 лет с тех пор, как я услышал о вашем рождении в сложных обстоятельствах, которые с тех пор не стали легче, но Свободный Театр жив, и даже стал сильнее. Было бы уже достаточно того, что вы выжили, но вы сделали гораздо больше, чем просто выжили – вы стали фокусным ориентиром новой драмы у себя дома и со всех направлений мирового компаса. Это – удивительное достижение, созданное вопреки обстоятельствам.

Я шлю Вам свое восхищение и теплые пожелания в годовщину пятилетия.

С любовью,

Том Стоппард


В свободном обществе люди могут говорить без страха.
В свободном обществе люди могут поставить под вопрос власть имущих, они могут предложить лучший способ правления и они смогут поделиться опытом в управлении государством.
В свободном обществе люди могут заботиться о своих соседях и защищать слабых и больных.
В свободном обществе человек имеет право на свободу и общество гарантирует, что ее просто использовать, чтобы освободить всех окружающих.
В свободном обществе искусство не извращено цензурой и страхом. В свободном обществе искусство красивое и честное, и все люди разделяют подобную красоту искусства и честность.
Вся эта свобода начинается с подлинной демократии, где каждый голос будет услышан также свободно, как любой другой голос. Подлинная демократия не дается легко и надо бороться за нее каждый день в каждой стране. Но это происходит: многие люди, которые никогда и не думали, что они смогут жить в условиях демократии, делают это прямо сейчас. Любите друг друга, любите правду и силу в себе и в своем искусстве. Любите демократию. И когда у вас наступает демократия, вот тогда начинается настоящая борьба.

Жыве Беларусь!

Марк Равенхилл


Я посылаю Вам искренние поздравления по случаю годовщины основания белорусского Свободного театра!

Политическая значимость ваших работ хорошо известна даже тем, кто еще не встретил вас и не видел ваши спектакли лично. Вы сохранили свою целостность и независимость ума, несмотря на огромное давление и неудачи. Вы вдохновляете художников-творцов по всему миру своим упорством и человечностью.

Но для меня важнее ваша художественность, которая находит отклик в моей душе: ваши спектакли наполнены великой красотой и смыслом; направление ваших представлений потрясающе инновационно (я знаю много режиссеров, которые могли бы поучиться невероятной Володиной креативности и изобретательности), а также работы ваших актеров являются одними из лучших, которые я видела.

Спасибо за то, что вы продолжаете сохранять свою целостность и высокий художественный уровень, а также за предоставленную мне возможность лично пережить погружение в ваш творческий процесс. Я с нетерпением ожидаю нашего более тесного сотрудничества, а также сдвига в политическом климате, которые сделают вашу работу более доступной для широкой аудитории в Беларуси и во всем мире.

Мои поздравления!

С любовью,

Кэтрин Корэй, профессор New York University, директор нью-йоркского конкурса современной драматургии HotInk


Поздравляю всю команду
и движущие силы этого уникального творческого коллектива,

То, что вы сделали и достигли, можно сравнить лишь с деяниями великих фигур эстетического и человеческого вмешательства из чувства ответственности.

Вы внесли свой вклад в переписывания ментальной карты Европы, укрепление демократии и способствовали прозрению людей.

Независимо от того, что скажет элита, как скучны они порой бывают, вы заслужили самое лучшее для вашего будущего, хорошие рабочие условия в своей стране, в конечном итоге полностью свободной и демократической, и, на международном уровне, в мире, в Европе без двойных стандартов.

Да здравствует Белорусский Свободный Театр!

Здоровья!

Готтфрид Вагнер, экс-директор Европейского Культурного фонда


Место, Принцип и Практика

Вы – граждане, а это означает, что вы посвящаете свою жизнь обществу: если взять за основу, что реальность множественна и многопланова – в нас самих. Беларусь, которой вы посвящаете всех себя, это культура в процессе диалога с миром – сама Беларусь, как гражданин мира, в потоке увеличивающегося глобального диалога.

Способ Вашего движения – свобода – живительная влага вашей политической концепции. Она является элементарной, и не может быть ничем иным, кроме самой себя. Вы добровольно принимаете на себя грозный мандат, что ваши наблюдения будут правдивы, и будут соответствовать тому, что вы видите; что ваша речь будет сответствовать вашему разуму и взглядам, и что непрерывный поток страсти будет бить прямо из вашего сердца.

Вы являетесь театром в том смысле, что в вас встречаются все эти потоки течений, как вода в воде, без каких-либо различий. Вы – воплощение: ваши политические описания и духовные сентеции звучат с силой живого духа.

Мне повезло иметь вас рядом, как друзей и учителей.

Благословения мира,

Эрик Эн, декан факультета драматургии Brown University


Фотографии: Юлия Ружечка, Николай Ласица, Яро Ярошевич

Текст: Никита Ярин, www.dramaturg.org, 6 апреля 2010
Tags: "Свободный театр", fortinbras, Беларусь, Минск, драматургия, итоги года, конкурс, театр, фото
Subscribe
promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments