kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

"Свободный театр". The Guide

Борцы за свободу занимают сцену (The Guide)

В среду 15 сентября белорусский «Свободный Театр» показал свою полу-автобиографичесую постановку «Поколение Jeans» в центре исполнительских видов искусств Дэвиса университета Джорджтауна. Супруги Николай Халезин и Наталья Коляда стоят у истоков компании, основанной 30 марта 2005 года. Белорусский «Свободный театр» уже выступал на четырех континентах – в Европе, Северной Америке, Азии и Австралии.


Однако, в своей родной стране ставить спектакли намного труднее, поскольку в Беларуси разрешены только государственные (читай: цензурированные) СМИ. В Беларуси, которую называют последней диктатурой Европы, многие подвергаются политическому и социальному давлению. Технически, или официально, «Свободный театр» в Беларуси даже не существует.

В репертуаре театра одиннадцать спектаклей, и два из них были показаны в Джоржтауне: премьера спектакля «Постигая любовь» – история Ирины Красовской, чей муж был похищен и убит властями за помощь, которую оказывал демократическим силам Беларуси – прошла в университете в среду. Театр начал свое существование с постановки пьесы «4.48 Психоз» британского автора Сары Кейн, о страданиях, депрессии и самоубийстве – неприемлемых темах для постановок в Беларуси. «Мы начали с британских пьес, и почти сразу же они были запрещены к постановке в Беларуси», – говорит Коляда. С тех пор они работают только с оригинальными текстами, и многие их постановки основаны на реальных событиях. Некоторые даже можно назвать документальными, настолько они привязаны к фактам.

«Мы с самого начала решили, что будем ставить то, что хотим ставить, говорить то, что хотим говорить и когда хотим», – говорит Коляда. Они знали, что их жизнь должна измениться, и театр им в этом помог.

Халезин, драматург и журналист, начал писать пьесы, отбывая тюремный срок за то, что был редактором независимой газеты. Оба были арестованы, но Халезин остался в тюрьме, а Коляду отпустили. Ей пришлось залечивать побои, нанесенные во время ареста. Реальность ситуации накрыла ее только тогда, когда ее отпустили, когда она оказалась в положении наблюдателя. Ее муж был в тюрьме, а она ничего не могла сделать. То время было тяжелым «и морально и физически», – говорит Коляда.

Обойдя около тридцати помещений в Минске, они, наконец, нашли человека, разрешившего им провести спектакль в своем кафе. Но это не продлилось долго – КГБ пригрозило закрыть кафе, если нелегальные постановки продолжатся. Найти место, чтобы отыграть спектакль, было очень тяжело, поскольку никто из владельцев заведений не хотел лишаться своего бизнеса. «Свобоный театр» переместился в частные квартиры и даже играл летом в лесу, зачастую в последний момент рассылая сообщения по телефону и электронной почте с указанием точного места и времени проведения представления.

Во вторник спектакль прошел в театре Devine Studio, малом зале центра исполнительских видов искусств Дэвиса, вместившем около ста человек. Хотя монолог Халезина на русском, сверху, над сценой, шли английские субтитры. Интимная обстановка позволила Халезину установить контакт с аудиторией и придала спектаклю атмосферу беседы. Халезин казался «своим парнем», что помогло ему установить связь со зрителем и превратить почти полтора часа монолога в интерактивный опыт. Например, он заставил весь зал закричать «Я свободен!», шутливо ругая нас за то, что кричим не достатоно громко, и раздал полоски джинсовой ткани первым двум рядам. Говоря о серьезных вещах, Халезин делает это с правильной долей юмора и оптимизма. При таких важных темах как тюрьма, самоубийство и давление, некоторая доля юмора необходима.

Откуда появились джинсы? Джинсы – это символ свободы. Как утверждает Халезин в своем спектакле, «политики не носят джинсов; джинсы носят борцы за свободу». Джинсы и музыка – это смволы процветания. Но джинсы и музыка были неугодны белорусскому правительству.

«Поколение Jeans» проливает свет на проблемы государства: есть причина тому, что в Европе осталась одна диктатура. Сложно представлять себе страну, в которой нельзя было носить джинсы и слушать рок-н-ролл, не нарушая при этом закона.

Чтобы стать частью «поколения Jeans», нужно бороться за свободу, равенство и демократию. Это поколение существует не только в Беларуси. Как говорится в монологе – Мартин Лютер Кинг был джинс. И Махатма Ганди, и мать Тереза, и Чарли Чаплин и Курт Кобэйн – и даже Микки Маус. И разумеется, Коляда и Халезин. Их могут официально не признавать в своей стране, но бороться за правду – это одна из самых уважаемых профессий в мире.

Вести о мятежном коллективе быстро распространяются, и они уже добились мирового признания. Их публично поддерживают такие мировые иконы, как Мик Джаггер, Вацлав Гавел, Гарольд Пинтер и Том Стоппард. Их миссия в Беларуси – это говорить со зрителем о том, что его волнует, а их цель за рубежом – распространять инормацию о том, что происходит в Беларуси. По словам Коляды, «это шанс привлечь внимание к проблемам нашей страны посредством театра».

Хотя они впервые в Джорджтауне, спектакль и сам коллектив произвели мощное впечатление на студентов и факультет, а их послание продолжает распространяться по земному шару, пока они борются за справедливость в Беларуси.

Лорен Федорчак, The Guide, 17 сентября 2009
Tags: "Свободный театр", Америка, гастроли, пресса, театр
Subscribe
promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments