kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

Белорусский "Свободный театр". Voice of America

Запрещенный белорусский «Свободный театр» дебютирует в Вашингтоне
(Voice of America)

Сама история появления и краткая карьера этого театрального коллектива – самый что ни на есть наглядный пример эффективности искусства в такой сфере, как политика.




«Свободный театр» — это независимая труппа театральных актеров, которая не имеет в Беларуси собственной сцены. Официально она как бы и не существует, у «Свободного театра» нет даже адреса. Его пьесы запрещены, а актеров могут либо уволить с постоянной работы – это в лучшем случае, а в худшем – просто сажают в тюрьму. Поэтому белорусские зрители приходят на спектакли театра с паспортом – так, на всякий случай, в Беларуси никогда не знаешь, когда и зачем власти могут потребовать удостоверение личности. Все актеры, которые выступали сегодня, когда-то работали в других театрах, но как только они решили связать свою судьбу со «Свободным Театром» – их увоили.



В то же время «Свободный театр» является участником Европейской театральной конвенции и уже стал лауреатом премии Французской Республики в области защиты прав человека. В 2008 году «Свободному театру» была вручена театральная премия Европы — европейский театральный «Оскар». Коллектив представляет демократическую Беларусь на театральных площадках Европы, Азии, Америки, Австралии и Африки, где он всегда встречен с триумфом.



В Вашингтоне «Свободный театр» выступил впервые, и на этот раз минский театральный коллектив, запрещенный у себя на родине, представил два свои нашумевшие в Европе и на родине спектакли – «Поколение Jeans» и «Постигая любовь» в постановке Николая Халезина. Представления проходили на сцене «Дэвин Студио Театра» Дэвис Центра исполнительских искусств в содружестве с труппой Woolly Mammoth при студенческом театре Georgetown University.
Спектакль «Поколение Jeans» – автобиографический монолог белорусского борца за свободу, рассказывающего о том, как проходило его становление в среде контркультуры, считавшей джинсы и западную музыку символами свободы, о том как жила молодежь в советское время за железным занавесом, и том, как быстро и трагически при президенте Лукашенко независимая Беларусь вновь оказалась на обочине демократических процессов.



Спектакль «Постигая любовь» – это история любви, рассказанная женщиной, узнавшей о том, что ее супруг похищен и убит. Со временем выясняется, что муж Ирины Красовской – Анатолий, как считают независимые европейские эксперты, стал жертвой действовавших в Беларуси политических «эскадронов смерти». Вслед за первоначальным шоком, ее мысли обращаются к недосказанным словам, к нереализованным мечтам. Постановка соединяет трагическую судьбу белорусской женщины со схожими историями женщин из Азии, Южной и Латинской Америки. Эту пьесу писали 9 лет, т.к. Ирине было трудно говорить об убийстве мужа и возвращаться к пережитому ужасу события. До сих пор Ирине трудно смотреть этот спектакль, и даже в этот раз, ровно через 10 лет после смерти Анатолия, Ирина отказалась от просмотра. «Голос Америки» смог поговорить с ней после спектакля, где был организован вечер памяти жертв похищения и убийств.



За «Постигая любовь» и предыдущие работы белорусский «Свободный театр» был удостоен Премии Французской Республики в области прав человека в 2007 году, когда впервые в истории приза премия была вручена деятелям культуры. Сбор материалов для пьесы занял девять лет, а с ее постановки стартовала международная кампания деятелей искусств в поддержку Конвенции ООН против насильственных исчезновений.



В Вашингтоне будет первое представление на настоящей сцене – без вмешательства государственных лиц. И «Поколение Jeans» и «Постигая любовь» сопровождаются саундтреком от DJ Laurel (Лавр Бержанин), и будут показаны на русском языке с английскими субтитрами.



«Поколение Jeans» прошла пятнадцатого сентября, а на следующий день вашингтонцы смотрели «Постигая любовь». Дата 16 сентября выбрана не случайно – именно в этот день в самой Беларуси, несмотря на противодействие властей, а также во многих других странах мира сторонники демократических реформ в этой стране отмечают десятую годовщину со дня исчезновения Виктора Гончара, вице-спикера белорусского парламента, и его соратника, бизнесмена Анатолия Красовского. Ирина, ныне живущая в Вашингтоне, и Светлана Завадская, чей муж тоже стал жертвой насильственного исчезновения, основали гражданскую инициативу «Мы помним», распространяющую информацию о политически мотивированных исчезновениях белорусских граждан и информирующую мировое сообщество о ситуации в Беларуси. После премьеры 16 сентября в культурном центре Дэвиса в Georgetown University пройдет прием в память о пропавших, организованный активистами «Мы помним» и белорусской диаспорой Большого Вашингтона.



Гастроли независимого белорусского театра традиционно привлекают внимание публики и прессы. Столичная Washington Post пишет о приезде театра как о событии большого значения, что театр такой свободной политической формы – это находка для американских зрителей, которым стоит напомнить о том, что даже на европейском континенте есть еще страны, где поход в театр может быть воспринят как государственная измена, и что свобода слова далеко не везде является неотъемлемым правом каждого гражданина.



С самых первых своих выступлений в 2005 году «Свободный театр» обрушивал на зрителей мощный эмоциональный заряд. Запрещенная властями труппа выступала на самых неожиданных импровизированных сценах – в барах, на квартирах активистов демократического движения, а то и вообще – на открытом воздухе, рискуя увольнением с работы, исключением из института, а то и заключением под стражу. Реклама как таковая в Беларуси была для них невозможна – актеры оповещали зрителей о предстоящих спектаклях устно, через друзей, доверенных лиц, и эсэмэсками. Даже от электронной почты пришлось со временем отказаться, после того, как белорусские спецслужбы неоднократно взламывали почтовые ящики театра. 



«В Беларуси даже Чехова ставят редко, потому, что он заставляет людей думать» – рассказывает Наталья Коляда, основатель театра, – «а если ставят, то и он подвергается цензуре».



Упорство и настойчивость «Свободного театра», созданного совместными усилиями мужа и жены – Николая Халезина и Натальи Коляды, «Свободный театр» не может не восхищать. Но не меньшее уважение публики и театральных критиков вызывает то, как белорусским артистам удается донести до зрителя сильные и яркие идеи через динамичную и глубоко интуитивную игру актеров. 



«Когда я первый раз побывал в Минске, я понял, насколько правдиво и искренне эта театральная труппа показывает правду происходящего в Беларуси», отметил известный британский драматург Том Стоппард, который высоко оценивает их работу. Газета The New York Times пишет: «Нигде так не очевиден политический характер драмы, как в работах «Свободного театра», – пишет The Times. А лауреат Нобелевской премии драматург Гарольд Пинтер считает, что «они возвращают театру его изначальный смысл».

Известные преподаватели актерского театрального и сценарического мастерства, Кэтрин Корей из New York University и Эрик Эн из Brown University, узнали о «Свободном театре» из новостей о мирной демонстрации актеров в Минске против государственных репрессий, и уже тогда американские коллеги решили, что они хотят привезти эту трупу в Америку. В январе 2008 года Корей все таки смогла привезти один из спектаклей «Here I Am» на фестиваль hotINK в Нью-Йорк. С тех пор дружба между «Свободным театром» и американскими коллегами стала крепче, и недавно Корей и Эн приезжали в Минск преподавать белорусским студентам театральной студии «Свободного театра». «Мы были поражены таланту и мастерству белорусских актеров. Но больше всего поразила их самоотверженность с какой они, зная об опасности, входят и живут этим театром», говорит Корей.



Сегодня в Вашингтоне, как и в других странах Европы, где им довелось выступать, ничто не ограничивает их творческую свободу. Но когда они вернутся в Беларусь, им опять предстоит опасное противостояние с властями. Однако сознание того, как много у них поклонников на родине, и понимание важности миссии, которую несет свободное слово в закрытом обществе – все это делает их самопожертвование заслуживающим риска.



Алиса Крутовская и Светлана Прудовская, Voice of America, 18 сентября 2009
Tags: "Свободный театр", Америка, гастроли, пресса, театр
Subscribe
promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment