?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
сильный
kilgor_trautt

V Международный конкурс современной драматургии «Свободный театр»

Photobucket

С 1 сентября начинает свою работу V Международный конкурс современной драматургии «Свободный театр». Об организационных новинках, изменениях в составе жюри и ноу-хау нынешнего конкурса мы говорим с его художественным руководителем Николаем Халезиным.

В чем кардинальное отличие нынешнего, 5-го по счету конкурса, от своих предшественников?

Мы несколько видоизменили формат конкурса, номинации и систему поощрения драматургов. Также изменилась структура жюри, поскольку формат единого коллектива, оценивающего пьесы, не совсем подходит для того, чтобы кропотливо разбираться со всем массивом пьес, которые приходят на конкурс.

Давайте начнем с номинаций. Каковы они на нынешнем конкурсе?

Основных номинаций две: «пьеса» и «пьеса малого формата и экспериментальный текст для театра». Мы опробовали эту модель во время проведения прошлого конкурса, и она себя полностью оправдала. Это насущная необходимость, вывести в отдельную номинацию экспериментальные тексты для театра, поскольку развитие театральной мысли может идти только через эксперимент, и никак иначе. А учитывая тот факт, что другие драматургические конкурсы на постсоветском пространстве с этим материалом практически не работают, мы решили занять пустующую нишу.

И еще одна новинка – приз «Нравится детям». Это не полноценная номинация, а скорее еще одна экспериментальная опробация нового подхода к важной теме. Многие конкурсы вычленяют пьесы для детей в отдельную номинацию, нас же интересуют пьесы, которые в Голливуде оцениваются редакторами студий по категории «нравится детям». В американском кинематографе это могут быть и фильмы для семейного просмотра, типа «Бетховена» или «Гарри Поттера», и фильмы, сориентированные больше на взрослую аудиторию, но допускающие просмотр картины детьми вместе с родителями. Вот это «вместе с родителями» нас более всего и интересует сегодня, когда подростковая аудитория на постсоветском пространстве не имеет своего театрального продукта.

Давайте перейдем к составу жюри. Кто будет оценивать эти три номинации?

Для оценки пьес нынешнего конкурса мы создали три состава жюри. В двух из них, которые будут оценивать основные номинации, имена отчасти пересекаются. Это происходит в силу того, что специалисты, приглашенные туда для работы, профессионально занимаются обоими видами драматургических текстов. В этом году составы жюри пополнились очень интересными людьми и специалистами, чей авторитет в театральной среде вряд ли можно переоценить: российский драматург Вячеслав Дурненков, режиссер и актриса Татьяна Фролова, возглавляющая театр КнАМ, критики из Москвы и Риги Алиса Никольская и Мария Насардинова. Но мы не хотим ограничиваться лишь признанными театральными авторитетами – к примеру, в состав жюри экспериментальных текстов мы пригласили театрального менеджера Ирину Ярошевич, чей взгляд на современный театральный язык нам интересен не только ввиду ее потрясающего кругозора, но даже в силу молодого возраста.

Председателем жюри основной номинации, как и в прошлом году, будет латышский критик, переводчик и театральный менеджер Дайнис Гринвалдс, а пост председателя жюри экспериментальных текстов в этом году займет режиссер «Свободного театра» Владимир Щербань.

А кто же будет решать судьбу приза «Нравится детям»?

Судьбу этого приза и будут определять дети. Мы сформировали «молодое жюри» из детей членов труппы белорусского «Свободного театра». Так получилось, что все они у нас девочки, но это, на мой взгляд, и хорошо: у них более трезвое для этого возраста отношение к драматургии, которое не позволяет скатываться в сторону экстремальной тематики. Надо признать, подходят они к своей работе очень профессионально, уже на следующий день начались звонки с вопросами: когда мы сможем начать знакомиться с текстами? Самой младшей из членов жюри – Марте Любецкой – 8 лет; самой старшей – Маше Халезиной – 15.

Не боитесь, что вас упрекнут в коррумпированности?

Мы ничего не боимся, поэтому открыто экспериментируем в театральной среде. Могу сказать, что все наши составы жюри созданы по «коррупционному» принципу: все эти люди – наши друзья, коллеги и даже родственники. Со многими из них нас связывают долгие годы дружбы и совместной работы. Жюри – это сложная структура, в которой должны сотрудничать люди, хорошо понимающие друг друга, и говорящие на одном языке – в данном случае, на одном театральном языке.

Какой принцип положен в основу определания победителей конкурса? Насколько, на эти решения может повлиять председатель жюри?

Мы закладываем в основу работы жюри лишь арифметический принцип. На стадии определения победителей каждый из членов жюри присылает свой список из десяти пьес, расставленных рейтингово в порядке убывания, все списки суммируются, и определяется состав победителей. В случае, если пьесы набирают равное количество баллов, приоритетное место определяет председатель жюри. У него же есть своя небольшая персональная квота при формировании лонг и шорт листов. Мы убеждены, что только подобный принцип может являться оптимальным для подобных конкурсов, поскольку любые принятия «политических» решений вредят делу и обязательно заканчиваются конфликтом. Наш метод подтвержден опытным путем – пьесы-победители конкурса «Свободный театр» имеют очень хорошую постановочную судьбу.

Если же говорить о работе детского жюри, то там при определении победителя будет работать принцип «консенсус – 1». То есть, один из членов жюри может выразить особое мнение, которое мы так же донесем до общественности. Курировать работу этого жюри никто из взрослых координировать не будет – дети соберутся, решат, и ознакомят нас со своим решением.

Определение обладателей специальных призов – целиком прерогатива личностей и организаций, которые эти призы учредили. Они же формулируют мотивировочную часть при вручении призов.

До начала конкурса вы заинтриговали драматургов информацией о том, что появится новинка в их стимулировании. В чем это будет выражаться?

Мы понимаем, что финансовое вознаграждение важно, но оно не является для начинающих драматургов самоцелью – они хотят увидеть воплощение своих пьес на сцене. Мы долго думали над тем, как мы можем упростить продвижение пьесы по маршруту «автор-театр», и придумали следующее... После подведения итогов, силами актеров «Свободного театра» мы создадим аудиопьесы по текстам-победителям, которые затем будут размещены на сайте конкурса. С этого момента драматург сможет предлагать завлитам театров не только текст, но и аудио-версию своей пьесы. Аудио-версии пьес с сайта также сможет скачать любой желающий. Сейчас веб-дизайнеры работают над реконструкцией библиотечного раздела сайта dramaturg.org.

Символом нынешнего конкурса стал такой редкий для наших широт вид спорта, как гольф. Чем вы руководствовались, когда выбирали именно этот символ конкурса?

Каждый год мы выбираем для конкурса свой вид спорта – так повелось со второго конкурса, символом которого был бокс. Затем – регби, прошлый конкурс прошел под знаком серфинга, нынешний символ – гольф. Драматургия – это самый сложный жанр литературы, и для того, чтобы драматургу добиться признания, он должен быть подготовлен на все 100%, как хороший спортсмен. Гольф – это абсолютная точность, безукоризненный расчет, хладнокровие и послушная рука: все то, что необходимо драматургу при написании хорошей пьесы.

Чего вы ждете от нынешнего конкурса?

Во-первых, мы надеемся, что активность драматургов не упадет в этом году. Ежегодно мы получаем около 300 пьес, и, на мой взгляд, это оптимальная цифра, которая позволяет членам жюри подробно проработать весь список произведений.

Во-вторых, мы надеемся на расширение географии конкурса. В среднем на конкурс приходят пьесы из 15-17 стран мира, и хотелось бы, чтобы количество стран-участниц росло, поскольку расширение театральной палитры – это одна из наших программных целей.

В-третьих, хотелось бы, чтобы сохранилась динамика роста количества пьес, которые переводятся с иностранных языков специально для участия в конкурсе. Этот процесс очень обогащает кругозор драматургов, которые интересуются работами своих зарубежных коллег.

И, в-четвертых, очень хотелось бы, чтобы членов жюри смогли удивить наши белорусские молодые драматурги. Процесс развития белорусской драматургии в последние два года заметно снизился, и очень бы хотелось, чтобы положительная динамика вернлась к показателям 2005-06 годов.


Творческие работы на конкурс направляются только электронной почтой до 31 декабря 2009 года по адресу: konkurs@dramaturg.org

В попечительский совет Конкурса с 2005 года входят Президент Чешской Республики Вацлав Гавел, английские драматурги Том Стоппард и Марк Равенхилл, французский режиссер Ариана Мнушкина.

Подробнее об условиях конкурса читать здесь


Беседовала Анна Маковская, www.dramaturg.org, 31 августа 2009

promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…

  • 1
обязательно! ))

исправь "до 25 ноября 2007 года" ))

ага, я тоже про дату пришла написать :)

везде исправил, спасибо ))

Хороший подход к пьесам для детей, правильный!

и мааленькая ошибка - с годом)
"Творческие работы на конкурс направляются только электронной почтой до 25 ноября 2007 года"

везде исправил, спасибо )

В добрый путь! :)

сенкью. и тебе тоже :))

Сегодня как раз принесли третий номер "Современной драматургии" с победителями прошлого конкурса. :) А тут - уже новый.

Будем работать :)

Bulgaria-Belarus.

(Anonymous)
ПОКАНА. /Искам да работя и живея за България/. In the name of Allah, the Mercy-giving, the Merciful.Humanism new cultural movement. Размножавай и разпространявай ускорено.Attention ,/прочети и разпространи/. Introduction to Islam.The oneness of Allah. Allah has no partner, son, daughter, helper, or competitor. There is nothing that even remotely resembles Him, for He is unique.Allah Akbar! Заповядайте! Фондация ”Демократична Беларус и Комитетета за Свободна Демократична и Независима Беларус” можете да гледате и слушате на живо по Интернет на този адрес: http://www.bnptv.info/index.php?option=com_content&view=article&id=425:2009-09-30-13-35-59&catid=64:kulturasp&Itemid=121 Станете наш спонсор и дарител – помогнете на българската култура! Съюз на Писателите в България . /прочети и разпространи/. THE WRITTERS UNION OF BULGARIA. ПИСАТЕЛИТЕ са ПРОРОЦИ на ЧОВЕЧЕСТВОТО. ПИСАТЕЛ Е ТОЗИ, КОГОТО СМЯТАТ ЗА ТАКЪВ ! Съюзът на писателите в България (от всички етноси) www.worlduni.narod.ru , vashkevich@mail.bg , най-учтиво Ви кани на творчески срещи всяка сряда от 18 часа в ”Посолство на Мира” на ул. Бенковски № 25 . За повече информация на телефони:Михаил Вашкевич 02 / 8705542, 0889200141 , проф. д-р Иван Венев 02 / 8701135, Руси Стойков 02 / 8725822 , Йоло Денев 02 / 8896618 , Веселин Стоянов 02 / 9577549, 0893423422; Любомир Петрушев, 02/8513126; Никола Статков, 02/8733786. Предстоят авторски вечери на съвремени български писатели.

Куда делся сайт dramaturg.org?

  • 1