Сегодня я расскажу вам об австралийских нравах – о том, как ведут себя австралийцы в той или иной ситуации, о том, какие правила и негласные законы есть в Австралии. Вряд ли я смогу в одном посте охватить всю австралийскую жизнь, но точно смогу рассказать о том, что меня больше всего в ней впечатлило. И начну я с почтового ящика.

Да, с простого почтового ящика. Такие ящики можно встретить по всей Австралии – от Сиднея до самого крошечного поселка. Именно они, на мой взгляд, являются символом Австралии, страны, где не хотят заменять картонные открытки виртуальными, а газеты предпочитают читать не с экрана компьютера, а перелистывая бумажные страницы.
Достаточно в выходной день выйти на любую поляну, чтобы понять характер типичного австралийца – любителя природы, общения, юмора и спорта. Каждый выходной австралийцы проводят на природе. Типичная программа дня: спорт (крикет, регби, футбол), барбекю (жареное мясо, овощи, фрукты), общение (смех, смех, смех).

Австралийцы любят покушать, но, в отличие от многих наций, это не сильно сказывается на объемах их талий. И дело тут не только в занятиях спортом, являющимся для австралийцев культом, но и в кулинарии, пришедшей на континент с британских островов и Юго-восточной Азии. Британия одарила австралийцев страстью к приготовлению мяса, которое они предпочитают употреблять с овощами, а Азия интегрировала в рацион австралийцев весь спектр рыбных блюд и морепродуктов.

Из Британии сюда пришла еще одна очаровательная традиция, аналогов которой я не могу припомнить ни в одной стране мира, где побывал. Если вы видите на двери общепитовского заведения три буквы B.Y.O., это значит, что приходить сюда вы можете со своим алкоголем.

Животные – еще один культ австралийцев. Даже за убитую акулу, напавшую на тебя, может ждать срок тюремного заключения. Может быть именно с этим связано то, что австралийцы абсолютно толерантная нация, где проявления ксенофобии или расизма сегодня практически не встретишь, при том, что еще 30 лет назад здесь процветали и расизм, и гомофобия, и еще невесть сколько «фобий».

С непривычки, эти дружеские отношения с животными, пугают и заставляют нервничать, но когда наблюдаешь как спокойно австралийцы реагируют, к примеру, на появление на ресторанном парапете, в двух метрах от тебя, животного из прошлых веков – успокаиваешься.

К слову, о толерантности. Процветавшая в 70-е годы гомофобия растворилась под натиском общественных организаций и общественного же мнения, когда стало очевидным, что мир изменился. Австралия из тех стран, которая долго присматривается к изменениям в мире, а потом интенсивно вносит коррективы в свою жизнь. Когда-то эта площадь, была единственным местом в Сиднее, где могли встречаться геи – так же, как «Паниковка» в Минске, или площадь перед Большим театром в Москве.

Теперь Сидней третий в мире город, после Сан-Франциско и Амстердама, по размеру района, где компактно проживают представители сексуальных меньшинств. Его центром стала Оксфорд-стрит, а на популярной когда-то площади встречаются пожилые парочки, вспоминающие прежние времена, которые отнюдь не были к ним «добрыми».

Власть в Австралии хорошо знает отведенное ей место в жизни страны. Любые «переборы» здесь не приветствуются – при росте отрицательного рейтинга доверия вылетаешь с занимаемой должности без особых церемоний. В настоящее время обязанности генерал-губернатора Австралии осуществляет Миссис Квентин Брюс, первая женщина на этом посту. Резиденция генерал-губернаторши вот здесь, в скромном домике на берегу залива.

Австралийцев не назовешь политизированными, но то, с какой скоростью они реагируют на мировые события, впечатляет. Довелось наблюдать, как вспыхнувший на территории Израиля конфликт, уже на второй-третий день вывел на улицы Сиднея протестующих как с одной, так и с другой точками зрения.

Государственные программы в Австралии отличаются позитивным подходом и ярковыраженным конструктивным началом. Австралийцы вообще не любят общих слов и выражений. Их принцип: «Не дури мне голову, скажи внятно, что ты хочешь». Этот принцип распространяется не только на индивидуума, зашедшего в кафе, чтобы посетить туалет, но и при создании государственных программ. Программа, которая сейчас «пожаром» идет по Австралии, называется «Оптимизм». Суть ее проста: «мы должны замечать не только плохое, но и хорошее, и делать все для того, чтобы хорошего стало больше, чем плохого».

В этот проект входят выставки, показы, концерты, конференции, лекции и т. д. Поначалу идея показалась мне несколько утопической, но со временем я убедился – механизм работает. И это естественно – тяга человека к хорошему неодолима никакими жареными фактами. А эта семья мотороллеров, кстати, с выставки, проходившей под эгидой «Оптимизма».

Об автомобилях. У австралийцев нет пиитета перед автомобилем, равно, как и перед любым другим техническим приспособлением. Они относятся к авто, как к средству передвижения, и только. Настоящие автогурманы встречаются здесь крайне редко, при том, что плотность хороших автомобилей здесь достаточно высокая.

Из-за того, что большинство грузоперевозок в Австралии совершается посредством автомобилей, профессия «дальнобойщика» здесь в чести. Но еще больше в чести она из-за характеров этих самых дальнобойщиков. Люди «суровые, но справедливые», они могут бесплатно отвезти тебя на другой конец континента, или пропустить на узкой трассе, световыми сигналами показывая, есть ли машина на встречке. А еще, стоя на перекрестке, он может сдать назад своим двадцатиметровым поездом только потому, что тебе, стоящему во втором ряду, не видно светофора.

Еще одна любопытная австралийская традиция, прижившаяся совсем недавно. Уходя из супермаркета, у вас нет нужды долго и муторно перегружать в пакеты содержимое тележки. Вы можете дойти до дома вместе с тележкой, перегрузить продукты в собственный холодильник, а тележку оставить на пороге дома. Два-трои раза в день по району проезжает специальный автомобиль, с прицепом-платформой, который собирает тележки и возвращает их в магазин.

Характеры мужчин схожи вне зависимости от страны проживания. Здесь мужчины после работы, так же, как и во всем мире, любят после рабочего дня заглядывать в бар на кружку-другую пивка. Раньше посиделки в баре являлись для австралийцев национальным бедствием, и даже темой женских массовых акций протеста. Времена меняются, привычки – нет. Женщины больше не протестуют против походов мужей по барам, а... ходят вместе с ними.

Австралийцы – люди без комплексов. Они радуются, когда весело и печалятся, когда грустно. Здоровая психика нации позволяет получать положительные эмоции от жизни всем, включая приезжающих в Австралию туристов. Когда организаторы Сиднейского фестиваля расставили по всему городу фортепиано, позволяя играть на них любому желающему, мне казалось, что идея обречена на провал. И оказался неправ. Мама, севшая за пианино, и кое-как нажимая на клавиши, извлекла из инструмента более-менее связную мелодию – сыновья вместе с отцом зааплодировали. И это естественно – «Оптимизм!».

Состав Австралии настолько многонационален, что только в Сиднее, по статистике, ежедневно можно слышать более 120-и языков. Все нации чувствуют себя комфортно, и тяжело поверить, что практически до 80-х годов сюда законодательно была запрещена миграция небелого населения. Кстати, празднующийся здесь Китайский новый год является самым крупным его празднованием в мире, проходящим вне Китая.

Пиитет перед знаменитостями в Австралии относительный. Здесь бесспорно обожают Николь Кидман и Кейт Бланшетт, Рассела Кроу и Джеффри Раша, но представить себе бьющуюся в истерике толпу при их появлении вряд ли возможно. Скорее всего, звезда услышит в свой адрес обычное вежливое приветствие или комплимент типа «здорово выглядишь, Николь». А комплимент в адрес Рассела Кроу может закончится выяснением отношений, как это неоднократно и случалось. Все знают его некроткий нрав, а потому стараются ограничиваться обычным приветствием. Кстати, живет он вот здесь, в доме на пирсе: третий этаж, крайние окна.

Любопытно, что австралийцы стараются избежать всяческих штрафных санкций, призывая людей к совести. Невероятно, но этот механизм здесь срабатывает. Вот, к примеру, текст этого объявления: «Это противозаконно, продавать, снабжать алкоголем или приобретать алкоголь для лиц до 18 лет по их просьбе».

А вот второй вариант обращения к согражданам, снятый в одном из пабов: «Если ты слишком пьян, пожалуйста, не заказывай больше. Это противозаконно для нас – предоставлять алкоголь тем, кто уже пьян».

И, напоследок, скажу вам: следует побывать в Австралии хотя бы раз в жизни. Хотя бы для того, чтобы увидеть эту начищенную до блеска урну, которую этот парень надраивает не из-за страха, что его уволят, а просто потому, что «если уж делать, то делать красиво».

Австралия. Сидней, Пенрит, Брисбен. Январь 2009
photo ©kilgor_trautt
Journal information