
«Нетрехгрошовая» опера
Здание Сиднейской оперы строилось... Хотя, понятие «строилось» здесь не совсем уместно, поскольку до сих пор этот неповторимый комплекс, занимающий 2 с лишним гектара площади, не доведен до того состояния, в каком его задумывал датский архитектор Йорн Утцон. Его официальное открытие состоялось 20 октября 1973 года, когда британская (а по совместительству и австралийская) королева Елизавета II перерезала ленточку парадного входа Сиднейской оперы. Обрезок ленты занял место в кармане королевского супруга, люди вошли в одно из самых неповторимых зданий мира, и увидели... унылые интерьеры, никак не соответствующие экстерьерному великолепию театрального комплекса.

А предшествовал открытию небывалый в мире архитектуры скандал. Автор архитектурного решения Сиднейской оперы Йорн Утцон улетел из Австралии задолго до окончания строительства, сказав перед отлетом следующую фразу: «Вы меня не поняли. Вы дурно обошлись со мной. Моей ноги здесь больше не будет!». Причина конфликта проста – правительство заморозило выделение средств на завершение строительства. Правительство довольствовалось тем, что театр уже стоял в сиднейской гавани на Беннелонг пойнт, а доведением интерьеров по задумке архитектора решили пренебречь.
Утцон улетел, и больше в Сидней не вернулся. Он прожил долгую жизнь, родившись в 1918 году и скончавшись совсем недавно – 29 ноября 2008 года. За свою жизнь он сделал множество прекрасных архитектурных проектов, но комплекс Сиднейской оперы стал потрясающим венцом его карьеры, поражающим в первую очередь смелостью решения и непохожестью ни на одно строение в мире.

Австралийским властям понадобилось около тридцати лет, чтобы осознать свою ошибку. Сегодня идет постепенная плановая работа над воссозданием интерьеров, разработанных Утцоном.
Сиднейская опера – это не совсем «оперный театр». В этом комплексе расположены:
оперная сцена на 1500 мест;
драматический театр на 550 мест, в котором работает Sydney Theatre Company;
малая драматическая сцена на 400 мест;
театральная студия с изменяемой конфигурацией на 400 мест;
Utzon Room – небольшой зал на 200 мест;
моделируемая сцена на открытом воздухе.

Сиднейцы гордятся своим культурным комплексом, понимая, что именно он стал в последние десятилетия для мира визитной карточкой Австралии, наряду с кенгуру и коалами. Они знают об этой «великой австралийской стройке» все. К примеру, о том, что на одной из фасадных бетонных балок есть три собачьих следа.

Помимо огромного количества гастрольных туров и собственной продукции, Сиднейская опера ведет большое количество образовательных проектов, приглашая мировых звезд театра, кино, музыки и хореографии для проведения лекций, семинаров и мастер-классов. Когда идешь по набережной от Сиднейской оперы к мосту Харбор-бридж, который расположен приблизительно в километре, замечаешь бронзовые «жетоны», вмонтированные в мостовую. Каждый из них рассказывает о каком-то известном человеке, приезжавшем в Австралию и каким-то образом связанный с ней. Здесь можно увидеть имена Редьярда Киплинга, Марка Твена, Джека Лондона, Генри Лоусона, Джудит Райт...

Сиднейская «вешалка»
Мост Харбор-бридж в народе называют «вешалкой». Он и вправду на вешалку очень похож. Самый большой мост Сиднея, является одним из самых больших арочных мостов в мире. Построен он в 1932 году для того, чтобы соединить деловую, центральную часть города с Северным берегом, пересекая залив Порт Джексон. По мосту осуществляется автомобильное, пешеходное и железнодорожное сообщение.

Статистика. Арочный пролет моста имеет длину 503 метра, весит стальная арка 39 000 тонн, она возвышается на 134 метра над уровнем моря, хотя высота ее может увеличиваться примерно на 180 мм в жаркие дни, из-за того, что металл расширяется при нагревании. Длина всего моста — 1 149 метров. Ширина – 49 метров. Полный вес – 52 800 тонн.

Этот мост многие журналисты сравнивают с Эйфелевой башней, имея ввиду не только значимость этого сооружения для Сиднея, но и кружевную металлическую вязь пролета моста.

С 1 октября 1998 года осуществляются регулярные экскурсии на верхнюю арку моста, с которой открывается потрясающая панорама города. Для восхождения обязательна обувь на резиновой подошве и специальный костюм со страховкой, который выдают на месте. Стоимость двухчасовой прогулки – 200 австралийских долларов (100 евро).

У Мельбурна нет подобных раскрученных в мире символов, а потому в борьбе за туристов Сидней регулярно побеждает. Правда, не всегда – во второй половине января в Мельбурне проходит открытый чемпионат Австралии по теннису – знаменитый Australian Open. А с ним бороться «мостом да оперой» бессмысленно.
фото: ©kilgor_trautt
Journal information