?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
сильный
kilgor_trautt

Lipsynch. Dir. Robert Lepage. Ex Machina. Sydney Festival 2009

Робер Лепаж привез на Сиднейский фестиваль свою новую работу – спектакль Lipsynch, созданный на базе его международной труппы Ex Machina, базирующейся в Канаде. На протяжении восьми с половиной часов девять актеров разыгрывают историю девяти персонажей из разных уголков мира. Спектакль идет на английском, французском, испанском и немецком языках с английскими субтитрами.

Lepage

Лепаж всегда старался двигаться в авангарде мирового театрального процесса, интегрируя самые радикальные техники и технологии в ткань своих спектаклей. Но стоит признать, что новизна Лепажа практически всегда базировалась на железобетонном фундаменте психологического театра. Спектакль Lipsynch можно и вовсе назвать апофеозом психологического современного театра – персонажи здесь существуют нарочито точно в предлагаемых обстоятельствах, создавая нарочито «сериальную» структуру. Даже сценографические решения донельзя подробны в создании звукозаписывающей студии, салона пассажирского самолета или букинистического магазина. Апофеозом сценографической проработки можно считать движущиеся по сцене легковой автомобиль в сцене Jackson и катафалк в сцене Sebastian.

Но Лепаж не был бы Лепажем, если бы не сконструировал спектакль, выпадающий из канона, словно настырный птенец кукушки из гнезда жаворонка. Лепаж создал спектакль, заложив в его основу математический принцип: 9 актеров, 9 историй, 9 актов, 10 драматургов. Количество драматургов больше на единицу, поскольку к актерам, выступающим в качестве авторов материала, добавился сам маэстро. Каждый акт спектакля назван именем персонажа и представляет его персональную историю. Каждая история писалась актером, позже «расцвечиваясь» Лепажем, а сам актер в этой истории исполнял главную роль.

Ряд критиков укорял Лепажа в излишней «механистичности», заложенной в основу спектакля, которая, на их взгляд, не поддержана глобальной идеей – «к чему, собственно, это громоздкое высказывание?». И на самом деле, подобный вопрос уместен, поскольку послевкусие от спектакля достаточно странное – калейдоскоп банальных историй, расцвеченный изысканными гэгами и инженерными трюками. Но все-таки Лепаж сверхзадачу формулирует, причем очень конкретно, в своем «режиссерском послании». Он говорит о том, что в этой своей новой работе Ex Machina работает с понятиями «голос», «речь» и «язык», в отличие от предыдущих разработок, где основное внимание уделялось «движению», «динамике» и «пластике».

Вербальная структура спектакля завораживает, причем, не только полилингвистичностью, но и сюжетным развитием. Достаточно сказать, что 90% аудитории остается в зале на протяжении всех почти девяти часов, которые длится действие. Линии персонажей пересекаются, расходятся, встречаются вновь, создавая причудливую мозаику конфликтов, рассыпанную по всему полю спектакля. Отдельные фрагменты поражают своей тональностью, как, например, глава «Себастьян», где главный герой переживает смерть отца. Гротесковое испаноязычное проживание печального известия начинается в студии озвучания, где главный герой работает «режиссером по закадровому смеху», продолжается в поразительно смешном диалоге героя с водителем катафалка, а завершается бурлескной сценой похорон, когда гроб пытаются поместить в ниши колумбария, которые оказываются занятыми. Пикантности добавляет тот факт, что непосредственно колумбарием становится зрительный зал, отгороженный от актеров стеной, разбитой на ячейки. В финале сцены гроб оказывается лежащим на авансцене, а актеры отделены от зрительного зала глухой стеной.

Lipsynch перекликается с другой недавней работой – еще одного франкофонного классика современного театра, Арианы Мнушкиной – спектаклем Les Ephemeres. Там Мнушкина выстраивает схожий караван историй, драматургически созданный ею самой и актерами, занятыми в спектакле. И хронометраж двух этих спектаклей абсолютно совпадает – 8 часов 30 минут.

Мэтры современного театра формируют тренд, сформулированный датским футурологом Ральфом Йенсеном в своей книге «Общество мечты»: «В ближайшие десятилетия миром будут править те, кто умеет рассказывать истории». Но, в данном контексте, истории не могут быть тиражными, известными, зачитанными. Они должны быть не просто оригинальными, а уникальными, единичными, неповторимыми. Именно уникальность рассказанных историй делает фаворитами мирового фестивального театрального рынка такие коллективы, как Новый рижский театр, немецко-швейцарский Rimini Protokol, нью-йоркский Nature Theatre of Oklahoma, белорусский «Свободный театр»... Театр интерпретации отходит на второй план, освобождая актуальное поле лишь для коллективов, чей материал не в состоянии повторить никакой другой коллектив в мире.

Уникальность продукта и безупречность репутации Лепажа позволили ему собрать феноменальный состав компаний, копродукционно участвующих в создании Lipsynch. Десяток крупнейших фестивалей искусств и музыкально-театральных школ, начиная от Sydney Festival 2009 и Brooklyn Academy of Music и заканчивая правительством Канады поделились деньгами ради того, чтобы показать у себя Lipsynch.

Отдельно следует отметить технический уровень постановки. Она у Лепажа всегда безукоризненна, но здесь несколько инженеров и два десятка техников смогли создать настолько мобильные, универсальные и многофункциональные конструкции, что зрителям оставалось лишь гадать, сможет ли сценографическое решение ни разу не повториться на протяжении всего спектакля. Оно не повторилось.

Lepage
Поклон актеров

Lepage
А теперь вместе с техническим персоналом, обслуживающим спектакль.

А этот снимок только для театральных специалистов. Обратите внимание на расчленение сцены на квадратные сегменты и на чудовищное количество «марок». Можно представить себе уровень технической подготовки персонала.

Lepage

фото ©kilgor_trautt

promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…

  • 1
Удивительно и очень интересно. спасибо.

Огромное спасибо, весьма познавательно. Жаль, фото декораций маловато (визуал я). Тема развития психологического театра крайне любопытна.

набери в гугле Lipsynch -- и кое-что найдешь.

я втихаря снимаю на спектаклях, но тут был такой жесткий контроль, что шансов практически не было.

шикарно подано!
прониклась:)

твой текст получил. продолжай писать. пришлешь, когда напишешь 5-6 страниц. только приведи все в нормальный формат -- без бардака :)

это творческий беспорядок ))
ок.

странная тяга к длительному высказыванию. я не уверена, что можно качественно держать внимание девять часов...хотя понимаю мэтров - им хочется высказаться...

я сам скептик в сфере долгих контактов с аудиторией, но в этих двух случаях особый разговор. у Мнушкиной весь спектакль движутся панели на которых происходит действие, по ходу вращаясь. это создает ощущение кино, когда средний план сменяется крупным, и т.д. Лепаж инженерно увлекает все новыми и новыми играми... спектакль Мнушкиной наши дети, не зная и десятка слов по-французски, отсмотрели все 8,5 часов не отключая внимания, а на полуторачасовой мотне, которую нам выдавали за "открытие французской сцены", повырубались на 10-й минуте. и у Лепажа не выключаешься из действия на протяжении всего спектакля.

на то они и гении, чтобы разговаривать с аудиторией любой промежуток времени. хотя, отрицательных моментов я могу "нашинковать" здесь тоже полное корыто, но все-таки главное не это, а то, что они внятно артикулируют свою нынешнюю позицию. и с этой позицией приходится считаться.

убедительно)))) теперь вживую бы хоть глазком, хоть с балкона))))

Спасибо за репортаж :-)))
к нам летом на Чеховский фестиваль привезут этот спект. Билеты запредельно дорогие.

да, я знаю -- чеховский в списке ко-продактеров. здесь билеты около 100 американских долларов.

  • 1