kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

Categories:

Стратегия победы (неполитическое)

Странно, что в творческих учебных заведениях не преподается такая дисциплина, как «стратегия жизни и творчества». На мой взгляд, эта дисциплина должна быть самой важной и занимать наибольшее количество часов.


Владимир Цеслер. Портрет Эвандера Холифилда работы Майка Тайсона

Единственная наука, которая пытается проанализировать жизненные модели гениев и преломить это знание к жизням обычных граждан – НЛП. И тут есть даже определенные победы. К примеру, Роберт Дилтс проанализировал характеры гениев менеджмента, вывел закономерности и наложил эти кальки на характеры менеджеров компании FIAT, чем спас одного из флагманов итальянской экономики от банкротства.

На мой взгляд, творческие личности нуждаются в подобной дисциплине, как никто другой. Творческая работа, без определенной стратегии развития, быстро приводит в тупик. Взять двух самых ярких «девушек» мирового шоу-бизнеса последних десятилетий – Мадонну и Бритни Спирс. Выверенная стратегия Мадонны, основанная в разные периоды на разных базовых элементах – эпатаже, эксплуатации табуированных зон, целомудрии, акцентированном профессионализме. И эти элементы не были случайными – они абсолютно соответствовали ситуации, состоянию общества и информационных полей. Бум детской литературы, написанной звездами музыки и кино, бросил в пучину словосложения целый выводок мировых звезд, но поставить свои литературные способности на службу безукоризненной стратегии удалось лишь двоим – Мадонне и Люку Бессону.

Бритни Спирс, стартовавшая, пожалуй, даже помощнее своей коллеги, старшей по возрасту, не смогла справиться со своими слабостями и страстями. «Дитя природы», казалось, делала все вопреки здравому смыслу, и, уж точно, в своей карьере не руководствовалась ни какой стратегией. Даже эпатаж, подчас превышающий по градусу эпатаж Мадонны, был у Бритни лишь проявлением дурновкусия или болезни, но никак не стратегическим элементом.

Почему Джона Бон Джови помнят только повзрослевшие девочки начала 90-х, у которых на чердаке сохранился плакат с изображением смазливого кумира, а Мик Джаггер продолжает оставаться на вершинах хит-парадов всего мира? Думаю, что дело опять-таки в стратегии. Джон Бон Джови эксплуатировал свою внешность и очень небольшой диапазон попс-рокового спектра музыки, а Джаггер «прощупал» собственным голосом все стили и направления от хард-рока до рэггей и фанка. Он не сильно увлекался сменой жен и наркотиками, предпочитая этому детальную проработку каждого последующего шоу, в каждом из которых были представлены новые элементы, сражавшие наповал публику и критику.

Изучая в последнее время методики написания пьес выдающимися драматургами современности, прихожу к выводу, что все крупные авторы работают практически по одной методике, и все бездарные – по разным. Позволю себе писать в настоящем времени о Гарольде Пинтере, который, к сожалению, по состоянию здоровья уже не занимается драматургической и сценарной деятельностью. Так вот, Гарольд пишет приблизительно одну пьесу в год, посвящая ей до полугода методичной работы. Марк Равенхилл пишет одну пьесу в год, посвящай ей до полугода методичной работы. Том Стоппард также посвящает до полугода одной пьесе, и отличается от предыдущих авторов лишь тем, что до недавнего времени писал одну пьесу в два-три года. Да, каждый из них, помимо драматургии, занимается сценарной деятельностью, публицистикой, преподаванием и т.д. Когда я спросил у Стоппарда, почему он пишет пьесы так редко, он ответил: «Нет идей». Правда, смешно выглядит афоризм «Нет идей. Том Стоппард».

Марк Равенхилл, когда мы обсуждали возможность написания пьесы специально для нашего театра, спросил: «Вы подождете?». Мы подождем. «Я напишу, но мне надо закончить пьесу для берлинского Шаубюне». – «Сколько времени тебе понадобиться, чтобы там закончить?», – «Месяцев восемь». Тридцать страниц – «месяцев восемь». Это стратегия – осада текста с выверенным каждым словом, с безукоризненной конструкцией произведения, с точнейшим образом прочерченными характерами.

И еще одна цитата от Тома. На мой вопрос «что ты сейчас делаешь для кино?», ответ: «Все, у меня больше нет времени заниматься ерундой». Ответ обладателя Оскара и Венецианского «Золотого льва». На самом деле, это просто стратегия – стратегия победителя. Стратегия драматурга, чей нью-йоркский спектакль «Берег утопии» получил в прошлом году семь наград «Тони» – абсолютный рекорд для драматического спектакля. Сегодня Том занимается переводом и адаптацией чеховского «Вишневого сада» для театрального проекта, который будет на протяжении следующего года осуществляться в разных странах мира.

Наверное, можно возмутиться и сказать что-то вроде «так то у них». Но законы стратегии личности работают независимо от территорий. Можно взять актерский рынок соседней России. Одна из самых точных актерских стратегий до недавнего времени была у Олега Меньшикова. Точный выбор ролей, в меру редкое появление на экранах, как результат – самые высокие гонорары и любовь зрителей. Если бы не две досадных оплошности с «Золотым теленком» и «Статским советником», то карьеру можно было бы занести в хрестоматию «правильных стратегий». Еще один положительный российский пример – Максим Суханов, снимающийся в одном фильме и играющий в одном спектакле в год. Незаурядный актер большого таланта понимает, что российский рынок выдает слишком малое количество настоящих, ценных продуктов, и количество ничего не изменит.

Конечно, судьбы этих актеров вряд ли мы сможем сравнить с судьбами Роберта Де Ниро или Майкла Кейна, но тут во многом срабатывает географический фактор, когда территория не дает возможности реализоваться в полной мере. Но и это поправимая проблема – Владимир Машков в 40-летнем возрасте начал изучать английский, поскольку стратегически решил активно присутствовать на двух территориях. И процесс идет очень неплохо.

Тема стратегического выбора вечная и крайне важная. Огромное количество элементов следует учитывать при выработке и корректировке стратегии: сфера приложения, маркетинговый расчет, состояние общества, личностные характеристики, коньюнктура рынка и т. д.

Проще всего сказать «но ведь на то и художник, чтобы чувствовать, а не просчитывать». Да, безусловно, надо только лишь чувствовать, если ты Винсент Ван-Гог, а если Пикассо – надо просчитывать стратегию. И тогда есть шанс умереть в 92 года с обеими ушами на голове.

"Стратегия творческой личности" -- эта дисциплина станет одной из ведущих в студии, которая будет создана при "Свободном театре" в этом году.
Subscribe
promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments