?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
сильный
kilgor_trautt

Trash Cuisine / Свободный театр / послесловие к мировой премьере

Photobucket

Идея спектакля Trash Cuisine возникла три года назад. Тогда же о его постановке мы вели переговоры с одним из ведущих немецких театров, но проект тогда так и не случился, – победил аргумент «смертной казни в Европе нет». Наше предчувствие важности этой темы оказалось пророческим – весной 2012 года в Минске казнили Влада Ковалева и Дмитрия Коновалова. Казнили, не предъявив в суде ни одного факта доказательства их вины. К этому моменту у нас уже нашлись партнеры, в том числе и финансовые, для осуществления проекта – Европейский Культурный фонд и голландский Фонд Принца Клауса. Изначально нам предлагалось самим выбрать тему постановки, и мы сразу назвали тему – смертная казнь. Наше предложение было принято без обсуждений.

Photobucket

Ограничиваться белорусской темой мы не собирались изначально, поскольку сегодня казни происходят на всех континентах, за исключением Австралии. Причем, если в Беларуси казнят несколько десятков человек в год, то в США приговоренные к смерти исчисляются сотнями, а в Китае тысячами. Мы решили взять истории со всех континентов, при этом трактуя смертную казнь не только как лишение жизни человека государством, но общественной группой или другим человеком. Сбор и поиск материала занял в общей сложности почти три года, а в финальной фазе подготовки свою помощь нам оказал швейцарский офис Amnesty International, предложив оплатить экспедицию в четыре страны на выбор. Мы выбрали Таиланд, Малайзию, Китай и Иран. Amnesty International, проконсультировалась со своей службой безопасности, и исключила из списка Китай и Иран, сославшись на то, что не могут гарантировать нам безопасности в этих странах, и, в случае появления стоп-листа белорусских спецслужб, эти страны с удовольствием выдадут нас белорусским властям. В итоге, Китай и Иран заменили на Гану, где применение смертной казни приостановлено. В финальную версию спектакля в итоге вошли истории из США, Великобритании, Руанды, Таиланда, Аргентины и Беларуси.

Photobucket

Photobucket

Когда мы начали репетиционный процесс в Амстердаме, у нас не было не только текста пьесы, но ни одного завершенного сюжета. Это был целенаправленный выбор – материал должен был рождаться непосредственно в репетиционном зале, при участии всей творческой группы. Безусловно, были базовые заготовки историй, но лишь в форме эскизов и рассказов. Это был один из вызовов данного проекта – каждую историю рассказать, пользуясь иным изобразительным средством, объединенным лишь общей темой – кулинарией. В итоге, одна из историй рассказана в виде монолога, другая – диалога, третья – через цифры, сопутствующие жизни человека, четвертая – через танец...

Photobucket

Photobucket

Вторым вызовом стала хореографическая канва спектакля. До сих пор мы использовали в спектаклях хореографию лишь фрагментарно, при выстраивании отдельных сцен. В Trash Cuisine я решил насытить действие не только мощной физикой, но и хореографией, опирающейся на бытовую пластику. Для этого в проект была приглашена австралиская хореограф Бриджет Фиске, которая, на мой взгляд, справилась со своей работой блестяще.

Photobucket

Photobucket

Треий вызов – язык. Я хотел изначально создать этот спектакль на английском языке, поскольку, при плотном насыщении спектакля физическим действием, аудитории сложно отвлекаться от зрелища, читая субтитры. Именно этим обусловлено участие в спектакле трех англоязычных актеров: американки Стефани Пан, австралийки Эстер Мугамби и британца Филиппа Спэлла. И если Стефани и Эстер уже работали в нашем проекте Eurepica.Challenge, то Филиппа я отбирал по кастингу среди британских актеров театра и кино, которые не очень готовы к этюдному методу работы, и изначальному отсутствию драматургического материала. Но Филипп блестяще справился с задачей, предложив несколько очень ярких сцен и приняв на себя функции лидирующего актера на площадке. Оговорюсь, что иностранным актерам пришлось очень непросто в конкуренции с актерами Свободного театра, способными выдавать на протяжении дня по 4-5 этюдов невероятно высокого уровня. И я говорю не только об актерах основного состава, но и о наших студентах, которые, собственно, и стали четвертым вызовом этого проекта.

Photobucket

Photobucket

Но это был уже не вызов Свободного театра, а мой персональный вызов. До этого студенты театральной лаборатории Fortinbas уже играли в спектаклях, причем, в одном случае заработав Первый приз Эдинбургского фестиваля со спектаклем «Минск’2011», а во втором, представив Беларусь в актерском составе «Короля Лира» на предолимпийском театральном фестивале на сцене легендарного Шекспировского театра «Глобус». Но в тех случаях с ними работал Володя Щербань, и мне выпало «тестировать» наших студентов в деле уже для премьеры на сцене Королевского театра Нидерландов. Надо сказать, они с честью вышли и из этой передряги.

Photobucket

И пятый вызов – работа с живым звуком на сцене. До сих пор я использовал в спектаклях квази-живую музыку – Лавр Бержанин работал со мной в качестве диджея, создавая саундтрек спектакля во время действия. В Trash Cuisine на сцене появился живой музыкант, работающий во время спектакля нон-стоп – американо-белорусский гитарист-виртуоз и мультиинструменталист Аркадий «Аркан» Юшин. Мы дружим с ним больше двух десятков лет, но только весной этого года начали работать вместе, когда я предложил ему написать музыку к спектаклю Czas Kobiet, который ставил в Teatre Polskim в Варшаве. Аркан обладает невероятным композиторским чутьем, которое потрясающе конвертируется в звуковой ряд спектакля. Нынешняя работа была вызовом и для него, до сих пор занимавшегося написанием музыки в тиши студии, а не на площадке в компании сумасшедших актеров, требующих звук «здесь и сейчас».

Photobucket

Photobucket

Тема кулинарии, на которой базируется канва Trash Cuisine, возникла в одном из разговоров, когда мы обсуждали тему того, как перемалываются человеческие судьбы, столкнувшись с насилием. Возникший в голове образ салата из фрагментов человеческой жизни и дал спектаклю кулинарный «фундамент». Уже во время работы над материалом мы поняли, насколько точным оказался этот образ – начиная от воспоминаний детства приговоренных к смерти, и заканчивая их предсмертным желанием последней трапезы. Помимо кулинарной темы мы привнесли в материал несколько монологов и фрагменты диалогов из пьес Шекспира – единственного из драматургов, описавших практически все виды смертной казни: от обезглавливания и повешения, до «смертельной инъекции» в «Гамлете».

Photobucket

Сегодня уже могу сказать, что это была для меня самая сложная и самая ответственная работа за все время занятий театром.

Photobucket

Несколько цифр репетиционного периода. Актеры подготовили и показали 105 этюдов. Было использовано более тонны различных продуктов. 5 часов Филипп Спэлл провел на кухне известного амстердамского ресторана, работая под началом выдающегося голландского шеф-повара. Около 300 часов репетиций провели актеры при подготовке спектакля. В актерском составе принимало участие 2 кормящих мамы. За репетиционный период участников творческой группы посетило 6 детей. Хореографический пролог, который длится 4 минуты 40 секунд репетировался в общей сложности около 25 часов. 2 студента театральной лаборатории Fortinbras, не занятые в спектакле, приехали в Амстердам за свой счет и бесплатно работали в качестве ассистентов помощника режиссера на протяжении двух недель. Творческая группа, работающая над спекталем, состояла из 26 человек.

Photobucket

Photobucket

Творческая группа:

Драматургия:
Николай Халезин и Наталья Коляда, при участии Филиппа Спэлла, Олега Сидорчика и Клайва Стаффорд Смита
Режиссура, сценография, костюмы, свет: Николай Халезин
Актеры: Виктория Биран, Павел Городницкий, Сергей Кваченок, Эстер Мугамби, Стефани Пан, Олег Сидорчик, Филипп Спэлл, Анастасия Щербак
Музыка: Аркадий «Аркан» Юшин
Хореография: Бриджет Фиске
Помощники режиссера: Светлана Сугако и Надежда Бродская
Переводчик – ассистент режиссера: Ольга Москалева
Продюсирование: Наталья Коляда и Николай Халезин

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Спектакль Trash Cuisine, как и большинство проектов Белорусского Свободного театра, имеет свое послание к обществу. На этот раз с премьерного спектакля в Амстердаме стартовала международная гражданская кампания "Верните тело". Свободный театр инициировал ее вместе с Любовью Ковалевой - матерью казненного Влада Ковалева. Эта кампания призывает белорусские власти пересмотреть нелепое правило не выдавать родственникам тело казненного. Любовь Ковалева хочет захоронить тело сына, согласно традициям.

Photobucket
Амстердам-Роттердам. Нидерланды. 5-7 октября 2012   |   photo © kilgor_trautt

promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…

  • 1
Выглядит все очень хорошо. Поздравляю! был бы рад увидеть.

июнь в Young Vic в Лондоне. и по Европе будем возить - надеюсь, пересечемся где-то.

стоял, почему-то не сработал.

Это потрясающе... хотелось бы в Питере!

В Россию не зовут почему-то)

Отвратительная новость( страшно жаль. Значит, надо в Белоруссию ехать.

В Беларуси играем подпольно, и не все спектакли, а легально на 5 континентах. Такой проект в Беларусь не привезешь, к сожалению.

Обидно и жаль... И все равно, Вам творческих успехов и Вы пишите еще о судьбе спектакля. Я к Вам недавно "придружилась", у Вас очень интересно, спасибо.

Спасибо. Конечно, буду писать и о нем, и о других проектах. И в не пропадайте))

Далучаюся да віншаванняў!

Потрясающе интересно! Спасибо за фотографии. Интригует. еще раз повторю - вы всем молодцы!

С премьерой!
Картинки потрясающие. Как и факты.
Всем приветы!))

Мурашки по коже, глядя на фотографии.

  • 1