kilgor_trautt (kilgor_trautt) wrote,
kilgor_trautt
kilgor_trautt

Categories:

Заплутавшие в постмодернизме

Фактор Джокера

"У меня с Советской властью чисто эстетические разногласия"
А.Синявский


Пару дней назад прочел в какой-то из новостных лент о том, как политические протесты в Познани заставили отменить запланированный концерт с участием белорусской группы "Рокер-Джокер". Прочитав новость, заодно потребил и комментарии всего спектра: от "так им и надо, луковским подстилкам" до "какие же вы демократы, коли уподобляетесь диктатору, запрещая творчество". Трудно не согласиться и с одними и с другими тезисами, но, на мой взгляд, проблема лежит отнюдь не в политической плоскости, а в плоскости эстетической.

Пресловутый "злой гений" "Рокер-Джокер" -- это всего лишь очередная двухаккордная группка без цвета и запаха -- в мире подобные исчисляются сотнями тысяч. В одночасье ставшие известными благодаря президентским выборам и песенке "Саня останется с нами", исполненной в стиле "эх, еб твою мать", два хихикающих паренька стали едва ли не главными злодеями белорусского музыкального рынка. При этом, злую шутку с ними сыграла отнюдь не политика, а культурная изоляция, в которой находится Беларусь.

"Рокер-Джокер" -- это типичные представители постмодернизма, если оценивать их творчество с позиции искусствоведения. Их творчество едва ли не образцово иллюстративно для постмодерна, в основе которого лежат ирония, цитация и комбинаторное апеллирование к любым стилям и направлениям в искусстве.

Проблему, возникшую после того, как официальные идеологи взяли песню "Саня останется с нами" гимном президентской кампании Лукашенко, "рокер-джокеры" могли решить одним комментарием, заявив "мы пошутили, а эти долбоебы взяли нашу песню себе гимном". Вопрос был бы снят в ту же секунду. Но вместо этого горемыки стали делать хитрые глазки, глупо хихикать и уходить от комментариев, демонстрируя еще один постулат постмодернистов -- уход от прямой декларации. Теперь же они пожинают плоды своих заблуждений. И все лишь потому, что не нашлось человека, который бы сообщил этим весельчакам, что эпоха постмодернизма завершилась приблизительно с десяток лет назад, и сегодня существует скорее в виде казусов, подобных белорусской архитектуре. Развивать сегодня идеи постмодерна -- это значит быть любимцем люмпена и врагом мыслящей аудитории.

Стили и направления в искусстве возникают не по чьему-то желанию -- их формируют изменения в общественном сознании. Мир меняется, и меняются подходы к искусству. Странно, если бы сегодня кто-то из художников с остервенением развивал соц-арт, бичуя и высмеивая сталинизм-ленинизм. Сегодня в искусстве период межсезонья, когда формируется новая философия: общество требует произведения лишь двух сегментов -- основанные либо на документальном материале, либо на сказочном. Но, ни тот, ни другой сегмент не востребуют элементы постмодерна. Так получается, что каждое последующее доминирующее направление в искусстве парадоксальным образом основывается на тезисах предшественника, при этом полностью сменив инструментарий на противоположный.

Сегодня два творческих коллектива в Беларуси движутся, согласно мировому тренду, и, что уникально, формируя его. Это, как бы нескромно не звучало, Белорусский Свободный театр, успешно разрабатывающий постдраматическое направление в театральном искусстве, и потому востребованный в мире; и группа "Ляпис Трубецкой", которая строит свое музыкальное творчество на пафосе и прямой декларативности, что приносит им неизменный успех из-за того, что именно это настроение доминирует сегодня в обществе.

При этом, именно "Ляпис Трубецкой", а не театр, я бы назвал творческой единицей, наиболее точно иллюстрирующей трансформацию в искусстве. Белорусский Свободный театр сразу начал с жесткого формулирования своей творческой концепции, от которой не отступает с первого дня, лишь фрагментарно корректируя ее. Все предыдущие поиски в дебрях постмодернизма руководители Свободного театра проходили индивидуально, "в прошлой творческой жизни". А "Ляпис Трубецкой" проходил процесс трансформации именно как творческая единица -- этап за этапом. Начиная как типично постмодернистский проект, "рассказывая музыкальные анекдоты" со сцены, они планомерно двигались к формированию новой творческой концепции, меняясь и взрослея вместе с обществом, переживая при этом все его пороки и достижения.

Собственно, мораль "казуса рокеров-джокеров" в том, что, в современном мире невозможно заниматься искусством, не огладываясь по сторонам, не разбираясь в том, что происходит с обществом, не понимая закономерностей его развития, и не изучая опыт предшественников и коллег в других странах мира. А иначе, не став "джокером", останешься провинциальным "рокером", проповедующим в XXI веке ценности 80-х годов.
Tags: "Свободный театр", Беларусь, Европа, Польша, война, кризис, культурная политика, лишенцы, мир, музыка, театр
Subscribe
promo kilgor_trautt april 30, 2009 23:56 10
Buy for 100 tokens
Австралийские хроники. Part I. Позвоните родителям Австралийские хроники. Part II. Shark attack Австралийские хроники. Part III. Театр Австралийские хроники. Part IV. Sydney Festival 2009 Австралийские хроники. Part V. Две святыни Сиднея Австралийские хроники. Part VI. День Австралии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments