Previous Entry Share Next Entry
сильный
kilgor_trautt

Fringe. 24 дня и 24 ночи эдинбургской истерики

До тех пор, пока не приедешь в Эдинбург в последний месяц лета, и не увидишь собственными глазами то, что там происходит – поверить в правдивость официальной статистики невозможно. Вот несколько фестивальных цифр этого года:
258 театральных площадок
21 192 артистов
607 бесплатных шоу
2 542 эвентов (презентаций, выставок, общественных дискуссий)
41 689 представлений

Edinburgh

Наиболее часто задаваемый вопрос: кто все это смотрит? А смотрят все это 500 тысяч жителей Эдинбурга и 1 миллион (!) тех, кто приезжает в шотландскую столицу каждый год в августе. В это время здесь можно встретить едва ли не всю элиту театрального мира: продюсеров, директоров фестивалей, свободных антрепренеров, всемирно известных актеров, и даже политиков и спортсменов.

Edinburgh

Эдинбургский фестиваль Fringe является «костяком» парада фестивалей. А проходит их здесь в течение лета и начала осени более двух десятков: хореографических, комедийных, пластических, тату etc. Длится Fringe чуть более трех недель. Если попытаться сформулировать его идею одним предложением – это «всемирная театральная ярмарка». Одни ее участники предлагают свой продукт; другие – покупают. В случае, если твое шоу успешно, можно назаключать контрактов на несколько лет вперед; в случае, если оказался в списке неудачников – ты теряешь деньги.

Edinburgh

Чтобы попасть на фестиваль Fringe, не нужно проходить какой-либо фестивальный отбор. Нужно лишь иметь два элемента – желание и деньги. Здесь, в отличие от обычных фестивалей, не платят гонораров, не оплачивают переезд/перелет, гостиницу и суточные – здесь за все платишь ты или твой продюсер. Ты сам заключаешь договор с площадкой, сам находишь жилье, сам заботишься о переездах и доставке оборудования, сам арендуешь всю технику, за исключением стационарной, находящейся в стенах арендованной площадки.

Нужно ли творческому коллективу участвовать во Fringe? Все зависит от того, какие цели вы преследуете. Если коллектив предпочитает работать на собственной стационарной площадке, и не иметь хлопот с «покорением театрального мира», то он может вполне обойтись и без Эдинбургского фестиваля, но если он одной из своих задач ставит интеграцию в мировое театральное пространство, судьба обязательно занесет его на один из двух крупнейших мировых фестивалей – Эдинбургский или Авиньонский.

Edinburgh

Типичный маршрут театра, желающего выступить в Эдинбурге выглядит приблизительно одинаково.

Первый пункт – поиск средств или спонсоров. Нужно убедить тех, кто вкладывает средства в культуру, что твой продукт достоин вложений, и что он принесет славу или деньги тем, кто решится его профинансировать; а лучше – и то, и другое. Одно из условий фестиваля – спектакль не может быть старше двух лет. Но абсолютное большинство коллективов и не привозит сюда старые шоу, стараясь как раз к фестивалю подготовить мировую премьеру. К примеру, всемирно известный драматург Марк Равенхилл к каждому фестивалю готовит новый продукт – в качестве драматурга, актера или постановщика. А после очередной победы, кто-то из продюсеров активно прокатывает его в течение года.

В какой-то момент Свободному театру нужно было принять решение об участии в этом проекте в режиме временного цейтнота. И решение должно было быть коллегиальным -- кто готов участвовать в нем, с учетом того, что гонорар выплачиваться не будет. К чести коллектива, не отказался никто, и желание заняться творчеством в ущерб благосостоянию возобладало.

Edinburgh

Белорусскому Свободному театру поиском средств заниматься не пришлось – продюсерская компания Fuel сама обратилась к руководству театра с предложением о ко-продукции. Обязанности, затраты и риски были разделены: театр брал на себя часть финансирования и постановку спектакля, Fuel – организацию резиденции для работы над материалом и контракты на аренду площадки, транспорта и жилья в Эдинбурге. Конечно, все не так просто, и тут следует сказать о трехлетней планомерной работе Свободного театра в Британии, и активном поиске и отборе партнеров директором театра Натальей Колядой на протяжении почти пяти последних лет существования театра. В итоге, спектакль "Письмо для Кэти Акер. Минск'11" стал продуктом четырех компаний, вошедших в ко-продукционную схему: Свободный театр занимался подготовкой спектакля, Fuel -- обеспечением проекта; Dartington Art School -- предоставлением резиденции для репетиционного процесса: таеатральная компания Pleasance  бесплатно предоставила помещение для показа спектаклей в Эдинбурге.

Edinburgh

Но, следует признать, опыт Свободного театра здесь выглядит скорее исключением – срабатывает многолетняя успешность и наработанная годами репутация в театральном мире. Театральным компаниям менее известным приходится попотеть и побегать, чтобы найти финансирование. Особый сегмент участников Эдинбургского фестиваля – «ва-банкеры». Те, кто залезает в долги, беря кредиты для создания шоу, в надежде его удачно продать в случае успеха. Лично я бы не рекомендовал этого делать, в том случае, если вы на 300% не уверены, что ваш продукт «сработает».

Edinburgh

Наша приятельница Инес, актриса и продюсер – хорватка, живущая в Лос-Анджелесе – представила в Эдинбурге свое one-woman-show «Тоска по коммунизму» в 2004 году. Шоу оказалось очень успешным, и она, назаключав контрактов, возила его по миру в течение 5 лет, десятки раз окупив затраты на его создание. Не добившись успеха в Эдинбурге, ей пришлось бы несколько лет работать лишь для того, чтобы рассчитаться за потраченные средства.

Edinburgh

Edinburgh

К слову, one-man/woman-show – самый распространенный формат на Эдинбургском Fringe. Здесь важны лишь два фактора – актер и текст, а, значит, затраты на производство и прокат минимальны. К тому же, такие шоу не имеют проблем с переброской оборудования перед началом спектакля и после его завершения.

Edinburgh

Дело в том, что театральный коллектив в Эдинбурге не может позволить себе долгую установку декораций или ее уборку. Перед началом показа спектакля у тебя есть 30 минут на установку, а после завершения – 15 минут на уборку. При этом, ты не можешь оставить что-то за кулисами – это «что-то» моментально попадет в фестивальный центр забытых вещей, где ты можешь разыскивать свой реквизит несколько дней.

Edinburgh

Edinburgh
Верхний снимок: два коллектива сменяют друг друга на площадке Pleasance.
Нижний снимок: каждая труппа наносит свои марки на сцене -- трогать чужие марки неэтично.


До старта сета своих показов у тебя есть два-три дня для обживания площадки – тренировок по установке декораций, моделированию звуковой и световой партитуры спектакля. Время на это выделяется лишь ночью или рано утром. Свободному театру выпали для подготовки два дня с временным коридором 6-10 часов утра.

Edinburgh

При этом, ты не можешь претендовать на оборудование, задействованное другими коллективами. Случаются и исключения, как это было с нашим показом спектакля «Постигая любовь», когда возникла неразрешимая проблема с задействованием второго видеопроектора. Ведущий менеджер сцены связался с руководством другого коллектива, играющего на нашей площадке, и те, в знак особого уважения, разрешили воспользоваться их проектором. Здесь работает одно из негласных правил Fringe – если ты кого-то о чем-то просишь, тебе помогут. Все учитывают тот факт, что каждый коллектив старается быть максимально автономным, и если уж кто-то к кому-то обращается, значит проблема серьезная.

Edinburgh

Еще одна проблема театрального коллектива, приезжающего на Эдинбургский фестиваль – зрители. Их на всех не хватает. А, следовательно, нужно идти на максимум ухищрений, чтобы затащить к себе на шоу максимум зрителей. Что чаще всего бывает невероятно сложной задачей.

Edinburgh
Фестивальные кассы -- здесь можно купить билеты на все представления. На редкие спектакли зрители покупают билеты заранее, чаще всего -- в день показа.

Весь Эдинбург обклеен афишами, везде разложены и разбросаны флайеры, которые тебе пытаются всучить в самых немыслимых формах подачи. И, хотя, бытует стереотип, что при распространении флайеров и рекламной продукции «все уже было», включая прыжки на тарзанке с крыши зданий и раздача их топлесс, новые формы можно опробоват запросто. Дело в том, что с точки зрения рекламы, креатива в Эдинбурге мало: костюмированные раздачи флайеров на главной «фринжевой» улице; плакаты, с 90% которых на тебя смотрят лица разной степени «веселости»; размещение афиш на автомобилях и передвижных баннерах… Вот, собственно, и все. Коридор для приложения сил рекламщиков достаточно несложно расширить.

Edinburgh

Edinburgh
В этом году в Шотландии обострилась общественная дискуссия о том, что большинство денег в казну города во время фестиваля идет от продажи алкоголя. Но понять суть проблемы вряд ли возможно -- на улицах много веселых людей, но стать свидетелем пьяного конфликта практически невозможно. 

Абсолютное большинство коллективов, участвующих в фестивале, считают удачей, когда к ним на шоу приходит 2-3 десятка зрителей. Случается, что на спектакле присутствует меньше десяти человек. Но и в этом случае катастрофы нет: если шоу достойно, «сарафанное радио» моментально распространит новость среди театральных специалистов, и коллектив без внимания не останется.

Edinburgh

Edinburgh

Большую роль в промоушн представления играют звезды. Я говорю не о звездных актерах, а о тех звездах, которые присуждают издания спектаклям в своих ревью. В рекламных целях используются лишь оценки в 4 и 5 звезд. Сразу после того, как издание присудило высокую оценку шоу, продюсеры отдают распоряжение наклеить на афиши ксерокопированные звезды с названиями изданий, их присудивших. Безусловно, важно какое из изданий оценивает шоу. Одно дело локальные газеты, имеющие своих любимчиков или критиков не самого высокого уровня; другое дело – общенациональные издания. Театральные коллективы используют все мыслимые методы, чтобы затащить критика The Guardian или The Telegraph на свои спектакли.

Edinburgh
Персональный шатер телерадиокомпании BBC. Здесь прходят представления, прямые эфиры, встречи артистов со зрителями, интервью.

На посещении спектаклей Белорусского Свобного театра пятизвездочные оценки The Telegraph и The Herald практически никак не сказались – до начала выступлений вышел целый букет Наташиных интервью ведущим телеканалам и радиостанциям, и проблема посещения спектаклей исчезла. Немалую роль в этом сыграло и внесение выступлений Свободного театра в список «10 событий, которые необходимо в этом году посмотреть на Эдинбургском фестивале», составленный The Guardian.

Edinburgh
Тематика представленных на фестивале спектаклей может быть самой разной. Вот, к примеру, афиша спектакля "Федерер против Мюрея", идущий в престижном зале Assembly.

Заветным «триблом» можно считать заполненный зал, высокие оценки критиков и главный приз фестиваля. Все эти компоненты между собой плотно связаны. Дело в том, что члены фестивального жюри сами по себе на спектакль не придут, учитывая тот факт, что спектаклей за фестиваль показывается более 40 тысяч. Для этого должна выйти рецензия в одной из ведущих газет, входящих в фестивальный пул. Затем оперативно члены жюри посещают шоу и принимают решение о том, может ли оно претендовать на победу в фестивале. В этом году жюри отсмотрело 750 представлений, из которых было выбрано 20 победителей в разных театральных жанрах.

Edinburgh

Edinburgh
На Эдинбургском фестивале могут соседствовать афиши каких-то нелепых комедийных one-man-show и плакат серьезной дискуссии  Джулиана Сэндса с Артом Маликом и Стивеном Беркофом.

Определение победителей происходит еженедельно – три раза в течение фестиваля. Главный фестивальный шатер до отказа наполняется зрителями, и происходит вручение наград. Представляет коллективы кто-то из ведущих британских театральных критиков в компании с приглашенной звездой – как правило, актером. После этого результаты обнародуются, а зрители начинают штурмовать спектакли-победители. Но это для коллективов-победителей не является главным результатом победы – самый важный для театра процесс происходит за кулисами, чаще – в кафе, барах и ресторанах. Это переговоры. Кто-то букирует коллектив сразу на долгосрочные гастроли; кто-то пытается перекупить шоу у продюсеров-правообладателей; кто-то предлагает финансирование новых проектов...

Edinburgh
Пятизвездочное шоу The Magnets разместил рекламу на бортах нескольких эдинбургских кэбов.

Edinburgh
А один из победителей фестиваля -- спектакль Dust -- потратил средства на собственный передвижной баннер, кусрсирующий по Эдинбургу.

Edinburgh
"Городская герилья" предпринимает свои шаги по культурологической войне с фестивалем. В этом году невидимые бойцы массово пририсовывали на афиши пенисы, таким образом протестуя против безумных объемов рекламы, сваливающейся на город каждым летом.

Edinburgh
Но большинство все-таки отдает предпочтение самому распространенному и самому эффективному способу распространения информации -- раздаче флайеров.

Белорусский Свободный театр прошел фестиваль практически по максимуму: полные залы почти на всех представлениях; 4-5-звездочные оценки; главный приз фестиваля; предложения и контракты... Единственное, чего не хватало – радости. Наши со-проюдюсеры из Fuel несколько раз спрашивали у Наташи: «Почему вы не радуетесь?». Можно ответить поверхностно «потому что в Беларуси кошмар», или «потому что мы смертельно устали», но проблема, на самом деле, глубже и серьезнее. Как сказал Володя Щербань, «мы стали похожи на советских спортсменов, которые с суровыми лицами стояли на пьедестале почета, даже получив золотую награду». Наверное это оттого, что мы привыкли лишь мечтать о том, чтобы поработать в нормальных условиях, и подразумевать, что все хорошее слишком быстро закончится, а на смену хорошему придет кажущийся бесконечным кошмар белорусский диктатуры.

Edinburgh
Здание, в котором располагается 6 театральных площадок под общим брэндом Pleasance

Edinburgh

Edinburgh
Финал спектакля Белорусского Свободного театра "Письмо для Кэти Акер. Минск'11" в постановке Владимира Щербаня. Слева направо: Яна Русакевич, Никита Володько, римма Ушкевич, Павел Городницкий, Виктория Биран, Денис Тарасенко, Юлия Шевчук, Олег Сидорчик, Алексей Наранович

Не могу сказать, что Эдинбургский фестиваль нашему коллективу был необходим. Скорее, мы просто должны были проверить себя в каком-то непривычном формате. Должны были в очередной раз нырнуть в чисто театральный контекст, чтобы разглядеть новые тренды; проверить артикуляцию своего театрального языка; увидеть проблемные зоны труппы – ее достоинства и недостатки; посмотреть на самих себя со стороны. Не могу сказать, что увиденное нас опечалило – скорее, наоборот, больше порадовало.

Edinburgh

Edinburgh

Edinburgh

И мы смогли порадоваться – в последний день, после того, как отыграли крайний спектакль. Мы поехали к морю, в Портобелло. Пили вино на берегу, купались в ледяной воде, снова пили вино, и смеялись. Смеялись так много, как не смеялись, пожалуй, в последние несколько лет.

Edinburgh

Edinburgh

Edinburgh

Edinburgh

Edinburgh

Edinburgh

Edinburgh


Эдинбург. Шотландия. 22-29 августа 2011   |   photo © kilgor_trautt



  • 1
Спасибо за подробный отчёт. Теперь понимаю о чём речь - в смысле статистики:
258 театральных площадок
21 192 артистов
607 бесплатных шоу
2 542 эвентов (презентаций, выставок, общественных дискуссий)
41 689 представлений.
Конечно, это грандиозно.
Поразила история вашей приятельницы Инес.
Да и флаг в твоих руках на представлении вызывает неподдельное уважение. Удачи!

Какие же вы молодцы! Такой удивительный путь.

Поздравляю еще раз! :)

Классный опыт приобрели, эт, наверное, важнее, чем приз.

Какой интересный репортаж! Спасибо большое. Вы большие молодцы, очень радостно за вас!

Вы очень сильные. Спасибо вам!

Re: Вы очень сильные

спасибо.

Почему "крайний спектакль"? Ты стал суеверным?

Не говорим мы "последний" в коллективе. Зачем отрываться от коллектива?

Фестивали приходят и уходят, а жизнь остается. "но проблема, на самом деле, глубже и серьезнее" - молодцы, что выщемили! Значит, уже наполовину справились. Дожмите до конца - и это будет не менее важно, чем результаты фестиваля.

  • 1
?

Log in